Новости

ПЧ-2018: вторая сессия «Инфраструктурное соперничество в Индо-Тихоокеанском регионе: на суше и на море»

Модератор сессии#nbsp;— А.В. Торкунов
Спикеры: Роберт Мэннинг, Гуань Гуйхай, Нандан Унникришнан, Нобуо Симотомаи, Нго Хюи Дык, В.В. Михеев
Модератор сессии, ректор МГИМО МИД России, академик РАН А.В. Торкунов в#nbsp;своем выступлении уделил особое внимание морским коммуникациям в#nbsp;Индо-Тихоокеанском регионе. Он#nbsp;отметил, что и#nbsp;торговые пути, и#nbsp;порты, и#nbsp;природные ресурсы региона стали ареной противостояния мировых держав, предметом жесточайшей конкуренции за#nbsp;доступ к#nbsp;этим ресурсам. Особую озабоченность представляет наличие в#nbsp;регионе целого ряда ядерных и#nbsp;пороговых государств. КНР, крупнейшая экономика региона, расширяет свои транспортно-логистические потоки, в#nbsp;том числе и#nbsp;через Индийский океан. Но#nbsp;в#nbsp;регионе есть еще одна динамично развивающаяся страна#nbsp;— Индия. Именно индийская экономика способна создать противовес Китаю. Сама Индия, отметил в#nbsp;своем выступлении А.#nbsp;В.#nbsp;Торкунов, все более разворачивается на#nbsp;Восток в#nbsp;рамках своей доктрины «Смотри на#nbsp;Восток».
Директор Института политических исследований Государственной политической академии им.#nbsp;Хо Ши#nbsp;Мина Нго Хюи Дык в#nbsp;своем выступлении отметил особую сложность существования «малых» стран в#nbsp;Индо-Тихоокеанском регионе. Перед ними стоит перманентная задача лавирования между «большими» странами. Очень остро в#nbsp;этом сложнейшем регионе стоит проблема политического доверия. Говоря об#nbsp;экономике, Нго Хюи Дык остановился на#nbsp;сложностях получения инвестиций малыми странами и#nbsp;на#nbsp;проблемах эффективности этих инвестиций.
Bице-президент индийского исследовательского центра Observer Research Foundation Нандан Унникришнан, один из#nbsp;ведущих индийских специалистов по#nbsp;Индо-Тихоокеанскому региону, в#nbsp;своем выступлении особо остановился на, по#nbsp;его мнению, наиболее значимых вопросах#nbsp;— вопросах безопасности и#nbsp;экономического развития.
Он#nbsp;отметил, что региону требуются новые проекты развития, прежде всего инфраструктурные. Да, сказал Нандан Унникришнан, существует множество проектов, которые призваны связать между собой страны региона, но#nbsp;они#nbsp;— конкурирующие. Как следствие, возникает проблема столкновения интересов стейкхолдеров. Проблема участия Индии в#nbsp;многосторонних конкурирующих транспортных проектах должна решаться формированием страной нового видения#nbsp;— рассматривать различные проекты как взаимодополняющие и#nbsp;проводить переговоры, которые#nbsp;бы способствовали, таким образом, нахождению компромиссного видения.
Исполнительный вице-президент Института международных и#nbsp;стратегических исследований при Пекинском университете Гуань Гуйхай уделил особое внимание в#nbsp;своем выступлении отношениям Индии и#nbsp;Китая. Он#nbsp;высказал надежду, что новая региональная стратегия Индии не#nbsp;направлена против Китая, подчеркнув, что инфраструктурные проекты самого Китая не#nbsp;носят империалистический характер.
Китай стал второй экономикой мира, отметил Гуань Гуйхай, и#nbsp;ему требуются новые пространства. «Мы#nbsp;хотим строить дороги и#nbsp;порты, а#nbsp;не#nbsp;смещать неугодные режимы». В#nbsp;своем выступлении Гуань Гуйхай подверг критике идею соединения Индийского и#nbsp;Тихого океана, назвав ее#nbsp;слишком наивной ввиду специфики.
Старший научный сотрудник Центра международной безопасности им.#nbsp;Брента Скоукрофта и#nbsp;Центра стратегического прогнозирования Атлантического совета США Роберт Мэннинг в#nbsp;своем выступлении отметил ключевые, по#nbsp;его мнению, проблемы#nbsp;— отсутствие рамочной системы безопасности между США и#nbsp;Китаем, вкупе со#nbsp;столкновением ценностей, на#nbsp;которых базируются соответственно американская и#nbsp;китайская внешнеполитические доктрины. Еще одной проблемой он#nbsp;назвал превалирование в#nbsp;регионе двусторонних инфраструктурных проектов и#nbsp;сложность согласования интересов в#nbsp;рамках многосторонних проектов. Также острой, отметил выступающий, остается проблема территориальных вопросов в#nbsp;Южно-Китайском море. Одной из#nbsp;ключевых и#nbsp;наиболее проблемных задач Роберт Мэннинг назвал поиск общих основ и#nbsp;установление институциональных рамок режима торговли в#nbsp;регионе, что весьма непросто в#nbsp;условиях противоречия и#nbsp;столкновения интересов основных игроков региона.
Профессор факультета права Университета Хосэй, Токио Нобуо Симотомаи отметил, что сегодня все мы#nbsp;становимся свидетелями серьезных трансформаций в#nbsp;регионе. Они охватывают пространство от#nbsp;Камчатки до#nbsp;Малайзии. Многое определит динамика по#nbsp;корейскому вопросу. Динамику системы безопасности в#nbsp;регионе определяют концентрические круги «2+2+2»#nbsp;— Северная и#nbsp;Южная Кореи, США и#nbsp;Китай, Россия и#nbsp;Япония. Если, отметил выступающий, Трамп и#nbsp;Ким Чен Ын#nbsp;достигнут соглашения, Россия и#nbsp;Япония смогут сыграть важнейшую роль в#nbsp;фундаментальных переменах в#nbsp;регионе.
Заместитель директора ИМЭМО РАН, академик РАН В.#nbsp;В.#nbsp;Михеев в#nbsp;своем выступлении отметил, что в#nbsp;среднесрочной перспективе будет происходить акцентирование двусторонних связей, развитие форматов с#nbsp;ограниченным числом участников. Однако наиболее перспективен, по#nbsp;мнению В.#nbsp;В.#nbsp;Михеева, новый формат, сочетающий двустороннее и#nbsp;многостороннее сотрудничество с#nbsp;неограниченным количеством участников. Инициатива «Северная экономическая политика» нового южнокорейского президента столкнется с#nbsp;вызовами, в#nbsp;случае оказания Северной Корее помощи, ресурсов страны может не#nbsp;хватить на#nbsp;более широкий круг вопросов. С#nbsp;точки зрения российских интересов, отметил выступающий, наиболее реализуема и#nbsp;перспективна китайская инициатива «Пояс-путь». В#nbsp;зависимости от#nbsp;того, какая логика развития форматов взаимодействия преобладает, ситуация будет выводить либо на#nbsp;обострение конкуренции, либо на#nbsp;развитие сотрудничества.
2018-05-29 15:01 2018