Председатель Счетной палаты Российской Федерации А.Л. Кудрин отметил, что страна находится в новом электоральном цикле. Вышел майский указ, который определяет цели на следующий электоральный период. Следуя указу Путина, Россия должна перейти из группы развивающихся стран в группу развитых стран. Его выполнение сформирует новый облик страны как развитой и богатой. Ранее страна уже стояла у этого рубежа, данная задача появилась не сейчас, но мировой экономический кризис, падение цены на нефть, отсутствие структурных реформ привели к тому, что это время было упущено, при этом внешнеэкономическая конъюнктура стала хуже из-за санкций.
Президентом России подчёркивается важность экономического рывка и необходимость сосредоточиться на внутренних задачах. По продолжительности жизни важно дойти до уровня в 78 лет за 6 лет и до уровня 80 лет к 2030 г., снизить в два раза уровень экспорта, удвоить несырьевой экспорт, чтобы к 2030 г. несырьевой экспорт как минимум сравнялся с сырьевым. На данный момент прогноз темпов роста составляет 1,5−2%, и если в ближайшие два года темпы роста будут в этом диапазоне, то хотя бы потом нужно, чтобы они составили 4%. Чтобы обеспечить это, реформы должны начаться уже сегодня. Кое-что уже делается, в частности, — повышение пенсионного возраста. Снижение инфляции — в прошлом году она составила 2,5% - это серьёзное достижение. Если инфляция будет на этом уровне хотя бы какое-то время, два-три года, это значительно удешевит цену денег и позволит создать базу для мощного инвестиционного рывка.
Развитие образования, здравоохранения — важные предложения президента, но деньги, которые планируется направить на их развитие, существенно меньше того, что предлагал Центр стратегических разработок (ЦСР). Если будем опираться на полумеры, не факт, что будут хоть какие-то результаты. Цифровизация — направление, которое можно развивать в России, но для этого необходимы и институциональные реформы, в частности, нужно увеличить роль частного сектора в экономике, и уменьшать долю государства в ней. Среди ключевых реформ не оказалось реформы госуправления, в то время как она действительно важна для экономики. Расширение полномочий регионов тоже важно.
Отвечая на вопросы аудитории, А. Л. Кудрин отметил, что уже сейчас Россия находится на тренде снижения трудоспособного населения, поэтому лучше решать существующую проблему не путём снижения числа занятых, а путём увеличения квалификации людей, что позволяло бы уменьшить экономические проблемы. В будущем будет меньше рутинных и больше творческих профессий. И граждане России должны быть в расцвете сил в то время, в которое они выходят на пенсию в настоящее время.
Сегодня главная нагрузка для бизнеса — регуляторная нагрузка. Нужно сокращать эту нагрузку примерно в два раза, что привело бы Россию примерно к уровню стран ОЭСР. Нужно смягчение законодательства. В настоящее время в России количество людей, находящихся в заключении, — одно из наибольших в мире. Стоит перенести ряд наказаний за не столь тяжкие преступления с заключения на штрафы.
За 6 лет можно внедрить реформы, которые позволят добиться нужных результатов. Это не будет быстро, но заметный прогресс был бы важен. В середине нулевых темпы роста были действительно достаточно велики. Путём совершенствования институтов можно вернуться к отдельным цифрам середины нулевых. Неопределённость, пожалуй, главное препятствие для инвестиций сегодня.
Оборонный бюджет в настоящее время начал сокращаться по отношению к ВВП. ЦСР не давал других предложений, чем-то, что уже сделано, и если будет сделано лишь это — этого будет достаточно. Модернизация армии уже в целом прошла, и современная российская армия позволяет поддерживать обороноспособность и суверенитет страны.
Что касается реформы государственного управления, уменьшения регуляторной контрольной нагрузки — в этом смысле государство должно уменьшить свою активность и уменьшить свою роль в экономике и хозяйственной деятельности.
Важным шагом было бы создание центров эффективности государственного управления, как на уровне президента, так и на уровне правительства. Нужно новое качество чиновников, нужно повышать требования к их принятию на работу, их нужно обучать — в западных компаниях это называется HR-цикл работы. Нужны новые социальные лифты для молодых и для их продвижения на госслужбу, где должно быть больше ротации. Важно устранение рутинных функций. 50 самых распространённых госуслуг покрывают 80% обращений граждан. Что важно, Президент России В. В. Путин уже ознакомился с предложениями по повышению эффективности госслужбы, и надеется, что шаг за шагом эти меры будут внедряться.
Говоря об использовании предложений альтернативных групп экономических экспертов, А. Л. Кудрин отметил, что главный тезис группы Титова, — увеличение эмиссии денег, — увеличит инфляцию и стоимость денег в экономике, и потому А. Л. Кудрин не поддерживает эту идею. Можно поддержать необходимые предложения без эмиссии денег. У Центробанка есть миссия держать стоимость денег в экономике на низком уровне. Эмиссия должна регулироваться под задачи сохранения низкой стоимости денег, считает докладчик.
То, что Президент России В. В. Путин в своих выступлениях начал говорить о возможности сближения с другими странами — это уже большое достижение. Не всегда действия правительства и власти успевают за этими лозунгами. То, что экономический рост России возможен только при интеграции страны в мировую экономику, то, что она не сможет сама по себе обеспечить экономический рост — эти факты услышаны Президентом.
Для России вполне реальная задача стать пятой экономикой в мире по ВВП (ППП), но если через 5 лет не будет необходимых темпов роста, то Россия ей не станет, и, может быть, уступит своё место Индонезии, либо, что менее вероятно, Бразилии. Нужно внедрение достаточно жёсткого варианта бюджетного правила, на реформы также нужны деньги. НДС — это налог, который наименее обременителен для бизнеса. И если Россия не решится на изменение бюджетного правила, это повышение НДС может оказаться оптимальным выходом.
Президентом России подчёркивается важность экономического рывка и необходимость сосредоточиться на внутренних задачах. По продолжительности жизни важно дойти до уровня в 78 лет за 6 лет и до уровня 80 лет к 2030 г., снизить в два раза уровень экспорта, удвоить несырьевой экспорт, чтобы к 2030 г. несырьевой экспорт как минимум сравнялся с сырьевым. На данный момент прогноз темпов роста составляет 1,5−2%, и если в ближайшие два года темпы роста будут в этом диапазоне, то хотя бы потом нужно, чтобы они составили 4%. Чтобы обеспечить это, реформы должны начаться уже сегодня. Кое-что уже делается, в частности, — повышение пенсионного возраста. Снижение инфляции — в прошлом году она составила 2,5% - это серьёзное достижение. Если инфляция будет на этом уровне хотя бы какое-то время, два-три года, это значительно удешевит цену денег и позволит создать базу для мощного инвестиционного рывка.
Развитие образования, здравоохранения — важные предложения президента, но деньги, которые планируется направить на их развитие, существенно меньше того, что предлагал Центр стратегических разработок (ЦСР). Если будем опираться на полумеры, не факт, что будут хоть какие-то результаты. Цифровизация — направление, которое можно развивать в России, но для этого необходимы и институциональные реформы, в частности, нужно увеличить роль частного сектора в экономике, и уменьшать долю государства в ней. Среди ключевых реформ не оказалось реформы госуправления, в то время как она действительно важна для экономики. Расширение полномочий регионов тоже важно.
Отвечая на вопросы аудитории, А. Л. Кудрин отметил, что уже сейчас Россия находится на тренде снижения трудоспособного населения, поэтому лучше решать существующую проблему не путём снижения числа занятых, а путём увеличения квалификации людей, что позволяло бы уменьшить экономические проблемы. В будущем будет меньше рутинных и больше творческих профессий. И граждане России должны быть в расцвете сил в то время, в которое они выходят на пенсию в настоящее время.
Сегодня главная нагрузка для бизнеса — регуляторная нагрузка. Нужно сокращать эту нагрузку примерно в два раза, что привело бы Россию примерно к уровню стран ОЭСР. Нужно смягчение законодательства. В настоящее время в России количество людей, находящихся в заключении, — одно из наибольших в мире. Стоит перенести ряд наказаний за не столь тяжкие преступления с заключения на штрафы.
За 6 лет можно внедрить реформы, которые позволят добиться нужных результатов. Это не будет быстро, но заметный прогресс был бы важен. В середине нулевых темпы роста были действительно достаточно велики. Путём совершенствования институтов можно вернуться к отдельным цифрам середины нулевых. Неопределённость, пожалуй, главное препятствие для инвестиций сегодня.
Оборонный бюджет в настоящее время начал сокращаться по отношению к ВВП. ЦСР не давал других предложений, чем-то, что уже сделано, и если будет сделано лишь это — этого будет достаточно. Модернизация армии уже в целом прошла, и современная российская армия позволяет поддерживать обороноспособность и суверенитет страны.
Что касается реформы государственного управления, уменьшения регуляторной контрольной нагрузки — в этом смысле государство должно уменьшить свою активность и уменьшить свою роль в экономике и хозяйственной деятельности.
Важным шагом было бы создание центров эффективности государственного управления, как на уровне президента, так и на уровне правительства. Нужно новое качество чиновников, нужно повышать требования к их принятию на работу, их нужно обучать — в западных компаниях это называется HR-цикл работы. Нужны новые социальные лифты для молодых и для их продвижения на госслужбу, где должно быть больше ротации. Важно устранение рутинных функций. 50 самых распространённых госуслуг покрывают 80% обращений граждан. Что важно, Президент России В. В. Путин уже ознакомился с предложениями по повышению эффективности госслужбы, и надеется, что шаг за шагом эти меры будут внедряться.
Говоря об использовании предложений альтернативных групп экономических экспертов, А. Л. Кудрин отметил, что главный тезис группы Титова, — увеличение эмиссии денег, — увеличит инфляцию и стоимость денег в экономике, и потому А. Л. Кудрин не поддерживает эту идею. Можно поддержать необходимые предложения без эмиссии денег. У Центробанка есть миссия держать стоимость денег в экономике на низком уровне. Эмиссия должна регулироваться под задачи сохранения низкой стоимости денег, считает докладчик.
То, что Президент России В. В. Путин в своих выступлениях начал говорить о возможности сближения с другими странами — это уже большое достижение. Не всегда действия правительства и власти успевают за этими лозунгами. То, что экономический рост России возможен только при интеграции страны в мировую экономику, то, что она не сможет сама по себе обеспечить экономический рост — эти факты услышаны Президентом.
Для России вполне реальная задача стать пятой экономикой в мире по ВВП (ППП), но если через 5 лет не будет необходимых темпов роста, то Россия ей не станет, и, может быть, уступит своё место Индонезии, либо, что менее вероятно, Бразилии. Нужно внедрение достаточно жёсткого варианта бюджетного правила, на реформы также нужны деньги. НДС — это налог, который наименее обременителен для бизнеса. И если Россия не решится на изменение бюджетного правила, это повышение НДС может оказаться оптимальным выходом.