Новости

ПЧ-2018: седьмая сессия «Технологии, меняющие общество: просторы и пределы»

Модератор сессии#nbsp;— А.А. Фурсенко

Спикеры: Мэтью Барроуз, Санджой Джоши, Наоки Танака, М.#nbsp;М.#nbsp;Котюков, М.В. Ковальчук
А.А. Фурсенко, помощник Президента#nbsp;Р#nbsp;Ф отметил, что технология блокчейн формирует у#nbsp;пользователя ответственность перед обществом за#nbsp;ту#nbsp;информацию, которую оно предоставляет. Технооптимисты при этом говорят, что политика сильно отстает от#nbsp;развития технологий. Есть даже мнение, что государство отмирает в#nbsp;этих условиях нового качества коммуникаций. Однако, представляется, что отказ от#nbsp;государства#nbsp;— это путь в#nbsp;никуда. Долгое время была модной фраза о#nbsp;том, что именно рынок определит, как нам двигаться дальше. Сегодня#nbsp;же мы#nbsp;говорим о#nbsp;том, что эта роль принадлежит государству#nbsp;— 15 лет назад такая фраза казалась#nbsp;бы крамольной. Один из#nbsp;важнейших вопросов#nbsp;— выстраивание с#nbsp;помощью технологий странами мира с#nbsp;участием других игроков,#nbsp;— прежде всего крупных корпораций,#nbsp;— системы взаимозависимости. В#nbsp;основе такой системы должен лежать принцип признания того, что альтернативы взаимозависимости не#nbsp;существует, что нельзя отделиться от#nbsp;других железной или какой-либо другой стеной.
М.В. Ковальчук, президент НИЦ «Курчатовский институт», отметил, что фактически, мир сегодня находится на#nbsp;грани ресурсной катастрофы. Если двигаться дальше таким#nbsp;же путем, как сегодня, катастрофа неизбежна. Существующий технологический уклад стал фактором, способствующим приближению катастрофы. И#nbsp;объектом технологической колонизации сегодня становятся развитые страны.
Решением проблем, которые вытекают из#nbsp;текущего технологического уклада, может выступить переход посредством конвергенции знаний к#nbsp;такому технологическому укладу (природоподобному, nature-like), который будет гармоничен с#nbsp;биосферой, позволит восстановить нарушенный обмен веществ в#nbsp;природе, считает выступавший. Сегодня мы#nbsp;должны создать новые технологии на#nbsp;базе фундаментальной науки. Государство должно создавать условия для формирования новых рынков на#nbsp;территории страны, рынков новой продукции. Роль государства в#nbsp;создании нового уклада#nbsp;— ключевая.

Сегодня происходит очень мощное вымывание среднего класса. Между тем, искусственный интеллект не#nbsp;сможет изобретать новое, по#nbsp;крайней мере, в#nbsp;обозримой перспективе. Государству при разработке новых образовательных стратегий нужно думать о#nbsp;воспитании творческой и#nbsp;креативной элиты.
Санджой Джоши, председатель индийского исследовательского центра Observer Research Foundation (ORF, Нью-Дели) рассказал о#nbsp;том, что от#nbsp;доступа к#nbsp;технологиям сегодня зачастую зависят вопросы жизни и#nbsp;смерти#nbsp;— например, доступа к#nbsp;мобильной связи, чтобы вызвать медицинскую помощь. Коммуникационный разрыв также является сегодня одной из#nbsp;ключевых угроз мировой стабильности. При этом технология блокчейн может выступить в#nbsp;качестве инструмента стабилизации миропорядка. Вместе с#nbsp;тем, технологии подрывают многое из#nbsp;прежнего, сложившегося в#nbsp;странах уклада. И#nbsp;большим вызовом для государств становится необходимость адаптации к#nbsp;новым реалиям. И#nbsp;хотя сегодня мы#nbsp;наблюдаем рост национализма, но#nbsp;с#nbsp;течением времени стоит ожидать роста взаимозависимости стран в#nbsp;сфере современных технологий.
Наоки Танака, президент Исследовательского центра международных проблем Государственной политики (Япония) отметил, что только что было принято GTPR#nbsp;— новое законодательство в#nbsp;области защиты данных в#nbsp;ЕС, одним из#nbsp;ключевых аспектов которого является предоставление пользователям права исправлять либо стирать свою персональную информацию. Японские компании также приняли этот комплекс мер регулирования. При этом, учитывая, что на#nbsp;китайском рынке основная деятельность японских компаний будет сосредоточена на#nbsp;предоставлении услуг и#nbsp;продукции, ввиду политики КНР в#nbsp;этой сфере японские игроки будут ограничивать работу с#nbsp;информацией о#nbsp;пользователях на#nbsp;китайском рынке. Таким образом, здесь можно наблюдать столкновение двух различных принципов регулирования. Выступающий также отметил, что Япония#nbsp;— страна со#nbsp;стареющим населением, и#nbsp;ей#nbsp;требуется микроцелеполагание для предоставления необходимых услуг в#nbsp;области здравоохранения. И#nbsp;государство здесь покрывает риски разработки соответствующих технологий.
М.М. Котюков, министр науки и#nbsp;высшего образования#nbsp;РФ подчеркнул, что в#nbsp;вопросах технологического развития нужно исходить, во-первых, из#nbsp;того, что в#nbsp;нем участвуют все ключевые игроки, и#nbsp;прежде всего наука, бизнес, система образования. В#nbsp;предыдущие годы вместе с#nbsp;РАН удалось пройти этот путь, а#nbsp;Академия наук взяла на#nbsp;себя роль квалифицированного заказчика исследований. На#nbsp;международной арене нужно кооперироваться по#nbsp;тем направлениям, где у#nbsp;нас есть высокие компетенции, и#nbsp;в#nbsp;то#nbsp;же время, где мы#nbsp;видим наибольшие вызовы. Акцент необходимо делать и#nbsp;на#nbsp;развитии инфраструктуры, и#nbsp;на#nbsp;развитии тех компетенций, которые необходимы России для вхождения в#nbsp;такие международные проекты. Роль государства должна быть определяющей. Нужно определить форматы взаимодействия и#nbsp;задать некоторые практики, выработать для себя систему государственной поддержки такого рода кооперации. В#nbsp;первую очередь, в#nbsp;России нужно выработать механизмы, соответствующие лучшим практикам, а#nbsp;затем выстроить такую систему кооперации, которая позволит наиболее эффективно развиваться.
Мэтью Барроуз, директор Центра стратегического прогнозирования Атлантического совета, считает, что в#nbsp;условиях «новой нормальности» технологии могут помочь преодолеть целый ряд ресурсных ограничений. Речь идет о#nbsp;таких аспектах, как энергетика, продовольствие, доступ к#nbsp;чистой воде. Вместе с#nbsp;тем, существуют опасения, что США скатываются к#nbsp;идее национализации технологий, поскольку не#nbsp;исключают, что Китай превзойдет их#nbsp;в#nbsp;области искусственного интеллекта. При этом технологии развиваются с#nbsp;такой скоростью, что правительства зачастую не#nbsp;понимают картину событий (показателен пример слушаний Марка Цукерберга в#nbsp;Конгрессе США). Представляется, что если академическое сообщество разработает свод норм и#nbsp;правил в#nbsp;области технологий, это, возможно, будет способствовать установлению «новой нормальности». Государство должно обеспечить гражданам возможность обучения в#nbsp;течение всей жизни (особенно в#nbsp;контексте увеличения продолжительности жизни), оно должно подталкивать к#nbsp;этому бизнес. В#nbsp;США сегодня, наоборот, наблюдается сокращение корпоративных бюджетов на#nbsp;обучение сотрудников. Между технологическим сообществом и#nbsp;государством есть огромный культурный разрыв, который может способствовать возникновению проблем. Примером может служить отказ Apple предоставить информацию о#nbsp;подозреваемых в#nbsp;теракте в#nbsp;Сан-Бернадино несколько лет назад. Сегодня также существует вероятность того, что для установления нового уровня сотрудничества человечеству потребуется пройти через крупномасштабный кризис, и#nbsp;будут востребованы высокий уровень и#nbsp;качество лидерства.
2018-05-30 15:15 2018