Новости

ПЧ-2018: пятая сессия «Есть ли будущее у системы контроля над вооружениями?»

Модератор сессии#nbsp;— Ф.А. Лукьянов

Спикеры: Ричард Берт, А.#nbsp;Г.#nbsp;Арбатов, Пьер Леллуш, Ракеш Суд, С.М. Рогов
В#nbsp;своем выступлении Р. Берт, управляющий партнер компании McLarty Associates по#nbsp;Европе, России и#nbsp;Евразии, отметил, что сегодня ландшафт контроля над вооружениями стал значительно более сложным в#nbsp;связи с#nbsp;возможностью использования киберпространства и#nbsp;появлением гиперзвукового оружия. В#nbsp;этом контексте необходимы новые творческие подходы к#nbsp;проблеме, нужна модернизация системы контроля над вооружениями. Но#nbsp;это возможно лишь при условии, что Россия и#nbsp;США восстановят отношения. В#nbsp;данный момент атмосфера в#nbsp;Вашингтоне принципиально отличается от#nbsp;ситуации последних 40 лет. Есть определенное предубеждение по#nbsp;отношению к#nbsp;России: она видится как основная внешнеполитическая проблема и#nbsp;используется как карта в#nbsp;американской внтуриполитической игре. В#nbsp;администрации США есть целая группа экспертов, которая скептически настроена по#nbsp;отношению к#nbsp;России, а#nbsp;президент США Д. Трамп фактически утратил возможности преодолеть нынешние двусторонние разногласия. Существует еще один важный фактор, способный погрузить США в#nbsp;политический кризис и#nbsp;осложнить американо-российское взаимодействие в#nbsp;области контроля над вооружениями. Это расследование спецпрокурора Мюллера о#nbsp;возможном сговоре Д. Трампа с#nbsp;Россией.
По#nbsp;мнению руководителя Центра международной безопасности ИМЭМО им.#nbsp;Е.#nbsp;М.#nbsp;Примакова РАН, академика А.Г. Арбатова, вопрос контроля над вооружениями#nbsp;— это вопрос о#nbsp;том, сохранится#nbsp;ли наша цивилизация в#nbsp;том виде, как мы#nbsp;ее#nbsp;понимаем. Сегодня мы#nbsp;стоим на#nbsp;пороге нового цикла гонки вооружений, который может оказаться хуже, чем в#nbsp;годы холодной войны. Новые системы оружия размывают различия между ядерными и#nbsp;неядерными системами. Вновь на#nbsp;передний план выходит концепция избирательной и#nbsp;ограниченной ядерной войны. Кроме того, рассматривается идея о#nbsp;том, что гонка ядерных вооружений будет уже не#nbsp;двусторонней, а#nbsp;многосторонней. Однако, по#nbsp;мнению выступавшего, никакой новой системы контроля над вооружениями невозможно будет построить, если созданные ранее системы будут разрушены. В#nbsp;настоящее время остается договор РСМД, договор СНВ, договоры о#nbsp;запрещении ядерных испытаний и#nbsp;о#nbsp;нераспространении ядерного оружия. Если не#nbsp;будут спасены эти четыре столпа, на#nbsp;которых основывается система контроля над вооружениями, то#nbsp;будущего у#nbsp;нее не#nbsp;будет. Начать необходимо с#nbsp;подтверждения Россией и#nbsp;США на#nbsp;самом высоком уровне положений о#nbsp;том, что в#nbsp;ядерной войне не#nbsp;может быть победителей, и#nbsp;дополнить их#nbsp;тем, что не#nbsp;может быть никакой ограниченной ядерной войны. Затем необходимо спасти договор о#nbsp;ракетах средней и#nbsp;меньшей дальности и#nbsp;перейти к#nbsp;договору о#nbsp;стратегических наступательных вооружениях, не#nbsp;допустить отказа от#nbsp;договора о#nbsp;нераспространении ядерного оружия. Спикер считает, что с#nbsp;предложениями по#nbsp;этим пунктам должен выступить российский МИД.
Ассоциированный партнер Agora Strategy Group П. Леллуш, давая оценку существующей системе контроля над вооружениями, подчеркнул, что она уже не#nbsp;соответствует новым реалиям, так как является продуктом биполярного мира. Учитывая, что современный мир аполярен, необходим многосторонний процесс контроля над вооружениями. Вопрос заключается в#nbsp;том, как организовать его в#nbsp;многополюсной бесконтрольной системе. Если Европа не#nbsp;выступит против односторонней политики США, направленной на#nbsp;разрушение договоренностей в#nbsp;области контроля над вооружениями и#nbsp;нацеленной на#nbsp;распространение правовых нормы своего национального законодательства на#nbsp;другие страны,#nbsp;— это будет означать конец суверенности западных стран. Еще одна ключевая угроза глобальной безопасности связана с#nbsp;технологиями, появлением гиперзвуковых средств доставки вооружений. В#nbsp;этом плане особое влияние оказывают частные компании, деятельность которых связана с#nbsp;киберсферой и#nbsp;космосом.
Ракеш Суд, почетный сотрудник индийского исследовательского центра Observer Research Foundation (ORF), дал основную характеристику динамики в#nbsp;сфере контроля над вооружениями. Это асимметричность и#nbsp;все растущая тенденция к#nbsp;эскалации вооружений. В#nbsp;рамках системы международных договоров складывается непростая ситуация. Сегодня необходимо пересмотреть сложившийся баланс между всеми составляющими системы контроля над вооружениями. Пока мировому сообществу трудно ориентироваться в#nbsp;новых реалиях, учитывать произошедшие изменения. Поэтому, на#nbsp;данном этапе#nbsp;— в#nbsp;отсутствии разработанной новой системы контроля вооружений#nbsp;— нужно, по#nbsp;крайней мере, сосредоточиться на#nbsp;снижении рисков применения ядерного оружия.
Научный руководитель Института США и#nbsp;Канады РАН, академик С.М. Рогов заострил внимание на#nbsp;том, что нужно говорить о#nbsp;центрах силы, а#nbsp;не о#nbsp;полюсах. Вопрос состоит в#nbsp;том, может#nbsp;ли в#nbsp;многополюсном мире существовать режим контроля над вооружениями. В#nbsp;отсутствии объективного критерия, каким образом будут определяться уровни для Китая, Индии? Сегодня появились неядерные системы, которые могут поражать стратегические цели. В#nbsp;перспективе высокоточное оружие будет играть все большую роль. Чрезвычайно разрушительной силой обладает кибероружие. Можно#nbsp;ли в#nbsp;этих условиях утверждать, что стабильность достигнута, если существуют договоренности о#nbsp;контроле над ядерными вооружениями? По#nbsp;мнению выступающего, нет. Ни#nbsp;один из#nbsp;политических лидеров государств, обладающих ядерным оружием, кроме В.#nbsp;В.#nbsp;Путина, не#nbsp;имеет опыта переговоров в#nbsp;области контроля над вооружениями. Руководители других стран мало разбираются в#nbsp;этой теме и#nbsp;в#nbsp;общем-то мало ею#nbsp;интересуются. В#nbsp;этих условиях требуется мозговой штурм на#nbsp;экспертном уровне с#nbsp;тем, чтобы на#nbsp;ближайшие 8 лет сохранить «матрицу» безопасности в#nbsp;виде остающихся и#nbsp;все еще действующих элементов контроля над вооружениями. Первое#nbsp;— предотвращение опасных военных инцидентов. Сегодня мы#nbsp;с#nbsp;НАТО стоим лицом друг к#nbsp;другу, и#nbsp;создается такое ощущение, что совершенно забыты договоренности 1972#nbsp;г.#nbsp;о предотвращении инцидентов. Необходимо их#nbsp;обновить, так как эскалация конфликта может привести к#nbsp;применению ядерного оружия. Сценарий эскалации#nbsp;— вещь очень серьезная, не#nbsp;случайно американская военная доктрина делает акцент именно на#nbsp;этом. Второе#nbsp;— спасение договора о#nbsp;ракетах средней и#nbsp;меньшей дальности. Какие-то изменения могут быть внесены. С#nbsp;учетом, например того, что беспилотники способны наносить ядерные удары на#nbsp;расстоянии нескольких тысяч километров. Если удастся сохранить договор РСМД, то#nbsp;до#nbsp;2026#nbsp;г.#nbsp;может быть продлен и#nbsp;договор СНВ. Последнее#nbsp;— надо надеяться, что в#nbsp;середине следующего десятилетия сложатся более благоприятные условия для российско-американского диалога.
2018-05-30 15:10 2018