Новости

ПЧ-2019: специальная сессия в сотрудничестве c РФФИ

Седьмая, специальная сессия, организованная в сотрудничестве c РФФИ, «Разделенные общества в разделенном мире: ценности, идентичности, образы будущего»

Модератор сессии – Ирина Семененко

Спикеры: Оксана Гаман-Голутвина, Чжан Шухуа, Александр Ломанов, Хуберт Зайпель, Алексей Громыко, Санджой Джоши.
Модератор сессии, руководитель Центра сравнительных социально-экономических и#nbsp;политических исследований, член-корреспондент РАН, д.полит.н. Ирина Станиславовна Семененко начала свое выступление с#nbsp;тезиса о#nbsp;том, что доступ к#nbsp;информации становится ключевым условием и#nbsp;двигателем развития, однако в#nbsp;центре этих изменений находится человек. По#nbsp;ее#nbsp;мнению, одним из#nbsp;главных кризисов современного мира является кризис идентичности: разделении происходит между теми, кто вовлечен в#nbsp;глобальные процессы, глобальную повестку дня, и#nbsp;теми, кто по#nbsp;тем или иным причинам или по#nbsp;собственной воле исключены из#nbsp;них; второй раздел#nbsp;— это растущее отчуждение между элитами и#nbsp;населением. По#nbsp;словам Семененко#nbsp;И.#nbsp;С. cоциальный климат становится «разреженным»#nbsp;— доверие, социальная солидарность сменяются тревожностью и#nbsp;напряженностью, однако кризис идентичности стимулирует и#nbsp;поиск путей выхода из#nbsp;кризиса, поиск новой парадигмы развития и#nbsp;минимизации рисков.
Заведующая кафедрой сравнительной политологии МГИМО МИД России, д.полит.н., профессор Оксана Викторовна Гаман-Голутвина обратила внимание на#nbsp;то, что ежегодно растет антропогенный вклад в#nbsp;мировые катастрофы, умножаются социальные расколы, растет влияние инокультурных сред. Она считает, что подходы к#nbsp;разрешению конфликтов, связанных с#nbsp;этими вызовами, и#nbsp;к#nbsp;совершенствованию механизмов управления, могут быть заимствованы из#nbsp;философии, необходим поиск «точки согласия», «категорического императива». Таковой может выступить ценность «развития с#nbsp;ненулевой суммой», когда выигрыш одних не#nbsp;оплачен проигрышем других. Речь идет о#nbsp;философии «общего дела», метасмысле деятельности, ценности, которая признается большинством сообщества. Сегодня происходит полномасштабная маркетизация ключевых смыслов, их#nbsp;эрозия, что препятствует развитию. Наблюдается конфликт ценностей развития и#nbsp;политико-экономических интересов. Можно констатировать, что#nbsp;XX век концептуализировал «оппозицию развития».

По#nbsp;мнению Гаман-Голутвиной, современные технологические революции не#nbsp;только изменяют инструментарий отношения человека к#nbsp;миру, они способны трансформировать само целевое смыслополагание человека. Речь идет о#nbsp;технологическом укладе «4.0»#nbsp;— таких технологиях как искусственный интеллект, киберфизические системы, роботизация; глобальная конкуренция сдвигается в#nbsp;сторону конкуренции моделей управления, что создает необходимость поиска новых технологий формирования субъекта управления.
Директор Института политологии Китайской Академии общественных наук (КАОН) Чжан Шухуа заявил, что Китай никогда не#nbsp;пойдет на#nbsp;копирование западной модели: это привело#nbsp;бы к#nbsp;дестабилизации страны и#nbsp;господству олигархии, вместо этого КНР будет и#nbsp;дальше придерживаться собственной модели развития, учитывая опыт Советского Союза и#nbsp;России. Он#nbsp;считает, что вера в#nbsp;возможность дальнейшего совершенствования существующего строя и#nbsp;Компартию Китая, как гаранта стабильности и#nbsp;мощный институт управления#nbsp;— одна из#nbsp;фундаментальных составляющих китайской парадигмы развития.
Главный научный сотрудник Центра азиатско-тихоокеанских исследований ИМЭМО РАН, д.и.н., профессор РАН Александр Владимирович Ломанов отметил, что в#nbsp;адрес Китая часто звучит следующая риторика: КНР не#nbsp;обладает «мягкой силой» (якобы, она есть только у#nbsp;Запада), а#nbsp;значит и#nbsp;не#nbsp;оказывает значимого влияния на#nbsp;повестку мирового развития. А.#nbsp;В.#nbsp;Ломанов считает, что эта тема заслуживает отдельного внимания исследователей. Он#nbsp;подчеркнул, что в#nbsp;Китае в#nbsp;2007 году началась дискуссия о#nbsp;ценностях «универсальных» (то#nbsp;есть, по#nbsp;сути#nbsp;— западных) и#nbsp;ценностях «общих». При одинаковом перечне#nbsp;— «мир», «развитие», «справедливость», «равенство», «демократия», «свобода» они по-разному трактуются в#nbsp;Китае и#nbsp;на#nbsp;Западе, и#nbsp;дискутанты пришли к#nbsp;выводу о#nbsp;том, что западная версия неприемлема для КНР, так как выступает воплощением западной дискурсивной гегемонии и#nbsp;навязывает западный образ жизни, если универсальные ценности навязываются «сверху» и#nbsp;«извне», то#nbsp;общие проистекают «снизу» и#nbsp;«изнутри». По#nbsp;мнению А.#nbsp;В.#nbsp;Ломанова, в#nbsp;ценностном и#nbsp;идентитарном отношении Китай#nbsp;— одно из#nbsp;самых расколотых обществ мира: тайваньская идентичность все более противостоит китайской, а#nbsp;постколониальное население Гонконга становится обоснованием отдельной гонконгской идентичности, превосходящей материковую. Важно обратить внимание на#nbsp;содержание незападного дискурса. Речь идет о#nbsp;проблеме открытости, выслушивания того, что предлагают незападные игроки.
Немецкий журналист, кинодокументалист, писатель Хуберт Зайпель указал, что в#nbsp;современном мире глобализация привела к#nbsp;росту национализма; значительный рост благосостояния Китая скорее всего создаст большую проблему для окружающей среды, что является это не#nbsp;очень хорошей новостью для «зеленых», подчеркнув, что для Германии в#nbsp;ценностном отношении важное значение имеет забота об#nbsp;экологии, и#nbsp;в#nbsp;том числе, такая концепция, как разумное потребление.
Директор Института Европы РАН, член-корреспондент РАН, д.полит.н. Алексей Анатольевич Громыко начал выступление с#nbsp;тезиса о#nbsp;том, что в#nbsp;современном мире существует множество «миров», и#nbsp;эта фрагментация продолжает расти, реальность уже бессмысленно пытаться описывать в#nbsp;бинарных оппозициях, произошел ренессанс цивилизационных идентичностей, вновь утвердился принцип государства-нации, в#nbsp;то#nbsp;же время возросла численность транснациональных образований.

Эксперт считает, что растет разделённость мира по#nbsp;социальному, классовому и#nbsp;религиозному признаку (причем как внутри религий, так и#nbsp;между ними), отсюда возникает всплеск популизма, рост поляризации среди политических партий. По#nbsp;мнению А.#nbsp;А.#nbsp;Громыко, умножение соревновательности в#nbsp;целом носит положительный характер, однако проблема социального неравенства является главным среднесрочным вызовом для обществ. Он#nbsp;подчеркнул, что роль идентичности в#nbsp;современном мире возрастает, при этом негативный характер носит прежде всего агрессивный национализм.
Председатель индийского исследовательского центра Observer Research Foundation (ORF, Нью-Дели) Санджой Джоши сказал, что современным трендом является националистический трайбализм, национализм конституируется вокруг конституции, институтов, тогда как трайбализм вращается вокруг лояльности «племени». Трайбализму способствует и#nbsp;развитие технологий, и#nbsp;социальная сегрегация. Эксперт отметил, что «конец мира» по#nbsp;Фукуяме не#nbsp;состоялся, но#nbsp;произошел коллапс евроатлантического консенсуса. Санджой Джоши отметил, что в#nbsp;развитых странах растет безработица среди рабочего класса.
2019-06-11 18:50 2019