Специальная сессия, посвященная 200-летию Института востоковедения РАН: «Ближний Восток — путь к стабильности: риски и возможности»
Модератор сессии — Виталий Наумкин
Спикеры: Йост Р. Хильтерманн, Ромэн Гранжан, Хассин Аббасси, Сейед Мохаммад Казем Саджадпур, Сэмюэль Чарап, Ирина Звягельская
Модератор сессии — Виталий Наумкин
Спикеры: Йост Р. Хильтерманн, Ромэн Гранжан, Хассин Аббасси, Сейед Мохаммад Казем Саджадпур, Сэмюэль Чарап, Ирина Звягельская
В своем выступлении Виталий Вячеславович Наумкин, научный руководитель Института востоковедения РАН, подчеркнул, что Ближний Восток претерпевает трансформацию, пали долго существовавшие режимы и многие лидеры. Регион серьезно разбалансирован. Во многих странах царит безвластие, не ликвидирована террористическая угроза, множатся гражданские конфликты, высока вероятность военного конфликта.
Йост Хильтерманн, директор программы по Ближнему Востоку и Северной Африке Международной кризисной группы, отметил, что за последние годы ситуация в регионе заметно ухудшилась. Растет число конфликтов, усиливается внешнее воздействие на внутриполитические процессы. Все чаще дело доходит до прямой конфронтации, значительно выросла вероятность случайных конфликтов. Достигли высокой точки противоречия между Саудовской Аравией, Ираном, ОАЭ. Сейчас важно сбавить градус напряженности. Для этого необходим «концептуальный сдвиг». Ключевую роль в нем должны сыграть региональные игроки. Страны региона должны инициировать процесс мирного урегулирования. Также необходимы новые механизмы наподобие Хельсинских договоренностей. Россия играет в регионе значимую роль. Важным достижением ее внешней политики стало предотвращение прямой конфронтации между США и Ираном. Также Россия способствовала стабилизации ситуации в Сирии: стороны конфликта, по крайней мере, не нарушают «красные линии». Положительно сказаться на стабилизации обстановки в регионе могло бы укрепление сотрудничества России и Турции.
Ромэн Гранжан, Региональный директор по странам Ближнего Востока и Северной Африки Центра Гуманитарного Диалога, заявил, что существует проблема отсутствия доверия к ООН как к актору урегулирования со стороны стран региона. Необходим всеобъемлющий процесс урегулирования. В него необходимо вовлечь и тех акторов, которые в настоящий момент отказываются в нем участвовать. Шагом на пути к разрешению кризиса в Йемене должен стать референдум, на котором население страны должно решить, хочет ли оно жить в единой стране или вернуться к двухкомпонентной форме. В переговорный процесс также необходимо включить обсуждение вопроса о статусе Юга страны.
Хассин Аббасси, Генеральный секретарь Всеобщего союза рабочих Туниса в 2012—2017 гг., сообщил, что восстание 2010 г. в Тунисе имело форму протеста. Существовала угроза гражданской войны. Был организован тунисский мирный диалог. Этот диалог помог предотвратить внешнее вмешательство, как это случилось в Сирии и других странах. Квартет тунисского диалога смог убедить разные политические стороны сесть за стол переговоров, чтобы разработать новую конституцию страны, а также для защиты гражданских прав населения. Было согласовано новое избирательное законодательство, и, впервые в истории страны, создан высший независимый орган, отвечающий за выборы. Различные политические силы смогли сформировать новое переходное правительство. Все члены этого правительства согласились в будущем не выставлять свои кандидатуры на законодательных выборах и не занимать представительные должности. Тунисский мирный диалог обеспечил возможность проведения успешных президентских выборов, а тунисский квартет получил Нобелевскую премию. Необходимо предотвратить внешнее вмешательство в дела Туниса, чтобы население само решало проблемы своего государства. Большая проблема — отток молодежи из страны ввиду невозможности самореализации. Вследствие этого страна оказалась в руках джихадистов. Сейчас ситуация нормализуется, однако необходимы значительные усилия для защиты государственных границ.
Сейед Мохаммад Казем Саджадпур, президент Иранского Института политических и международных исследований, подчеркнул, что американская гегемония — источник нестабильности в регионе. Американцы полагали, что ситуацию можно изменить с помощью военной силы. Необходимо новое осмысление реалий региона. Нужно признать, что Иран — независимый региональный игрок. Он, в отличие от других стран, сам обеспечивает свою безопасность. Действия России на Ближнем Востоке демонстрируют лучшее, чем у США, понимание реалий региона, включая роль Ирана.
Сэмуэль Чарап, старший исследователь Корпорации RAND, отметил, что на Ближнем Востоке наблюдается нарушение американо-российских отношений, резкий дефицит двустороннего сотрудничества. При этом у сторон достаточно общих интересов: противодействие ИГИЛ, урегулирование конфликтов Израиля и Сирии, Турции и курдов, предотвращение распространения оружия массового поражения, проведение мирных переговоров в Сирии, Ливии. США и Россия должны сотрудничать в разрешении ситуации в Сирии, урегулировании проблемы беженцев, развивать гуманитарное сотрудничество. Наиболее эффективное сотрудничество происходит по вопросам обеспечения безопасности Израиля. Самое большое, что смогли сделать США и Россия — избежать войны. Но это низкая планка, ее нужно поднимать. В СМИ можно встретить немало спекуляций о возможной крупномасштабной войне между Ираном, США, Израилем, государствами Персидского залива. Ни одна из этих сторон не хочет войны, но предпринимает шаги, которые могут привести к конфликту.
По мнению Ирины Доновны Звягельской, руководителя Центра ближневосточных исследований ИМЭМО РАН, Е. М. Примаков уделял особое внимание внутренним причинам конфликтов. Конфликты на Ближнем Востоке имеют внутреннюю природу. Одна из ключевых причин — недовольство собственным государством, что выводит людей на улицы. К государствам Ближнего Востока мало применимы традиционные подходы. Институты в них часто либо отсутствуют, либо очень слабы. Исторически Ближний Восток зависит от внешних сил, и страны региона научились жить в такой парадигме, реализовывать свою политику, сопротивляясь внешнему влиянию.