Новости

ПЧ-2019: специальная сессия, посвященная 200-летию Института востоковедения РАН

Специальная сессия, посвященная 200-летию Института востоковедения РАН: «Ближний Восток#nbsp;— путь к#nbsp;стабильности: риски и#nbsp;возможности»

Модератор сессии#nbsp;— Виталий Наумкин

Спикеры: Йост Р. Хильтерманн, Ромэн Гранжан, Хассин Аббасси, Сейед Мохаммад Казем Саджадпур, Сэмюэль Чарап, Ирина Звягельская
В#nbsp;своем выступлении Виталий Вячеславович Наумкин, научный руководитель Института востоковедения РАН, подчеркнул, что Ближний Восток претерпевает трансформацию, пали долго существовавшие режимы и#nbsp;многие лидеры. Регион серьезно разбалансирован. Во#nbsp;многих странах царит безвластие, не#nbsp;ликвидирована террористическая угроза, множатся гражданские конфликты, высока вероятность военного конфликта.
Йост Хильтерманн, директор программы по#nbsp;Ближнему Востоку и#nbsp;Северной Африке Международной кризисной группы, отметил, что за#nbsp;последние годы ситуация в#nbsp;регионе заметно ухудшилась. Растет число конфликтов, усиливается внешнее воздействие на#nbsp;внутриполитические процессы. Все чаще дело доходит до#nbsp;прямой конфронтации, значительно выросла вероятность случайных конфликтов. Достигли высокой точки противоречия между Саудовской Аравией, Ираном, ОАЭ. Сейчас важно сбавить градус напряженности. Для этого необходим «концептуальный сдвиг». Ключевую роль в#nbsp;нем должны сыграть региональные игроки. Страны региона должны инициировать процесс мирного урегулирования. Также необходимы новые механизмы наподобие Хельсинских договоренностей. Россия играет в#nbsp;регионе значимую роль. Важным достижением ее#nbsp;внешней политики стало предотвращение прямой конфронтации между США и#nbsp;Ираном. Также Россия способствовала стабилизации ситуации в#nbsp;Сирии: стороны конфликта, по#nbsp;крайней мере, не#nbsp;нарушают «красные линии». Положительно сказаться на#nbsp;стабилизации обстановки в#nbsp;регионе могло#nbsp;бы укрепление сотрудничества России и#nbsp;Турции.
Ромэн Гранжан, Региональный директор по#nbsp;странам Ближнего Востока и#nbsp;Северной Африки Центра Гуманитарного Диалога, заявил, что существует проблема отсутствия доверия к#nbsp;ООН как к#nbsp;актору урегулирования со#nbsp;стороны стран региона. Необходим всеобъемлющий процесс урегулирования. В#nbsp;него необходимо вовлечь и#nbsp;тех акторов, которые в#nbsp;настоящий момент отказываются в#nbsp;нем участвовать. Шагом на#nbsp;пути к#nbsp;разрешению кризиса в#nbsp;Йемене должен стать референдум, на#nbsp;котором население страны должно решить, хочет#nbsp;ли оно жить в#nbsp;единой стране или вернуться к#nbsp;двухкомпонентной форме. В#nbsp;переговорный процесс также необходимо включить обсуждение вопроса о#nbsp;статусе Юга страны.
Хассин Аббасси, Генеральный секретарь Всеобщего союза рабочих Туниса в#nbsp;2012—2017#nbsp;гг., сообщил, что восстание 2010#nbsp;г.#nbsp;в Тунисе имело форму протеста. Существовала угроза гражданской войны. Был организован тунисский мирный диалог. Этот диалог помог предотвратить внешнее вмешательство, как это случилось в#nbsp;Сирии и#nbsp;других странах. Квартет тунисского диалога смог убедить разные политические стороны сесть за#nbsp;стол переговоров, чтобы разработать новую конституцию страны, а#nbsp;также для защиты гражданских прав населения. Было согласовано новое избирательное законодательство, и, впервые в#nbsp;истории страны, создан высший независимый орган, отвечающий за#nbsp;выборы. Различные политические силы смогли сформировать новое переходное правительство. Все члены этого правительства согласились в#nbsp;будущем не#nbsp;выставлять свои кандидатуры на#nbsp;законодательных выборах и#nbsp;не#nbsp;занимать представительные должности. Тунисский мирный диалог обеспечил возможность проведения успешных президентских выборов, а#nbsp;тунисский квартет получил Нобелевскую премию. Необходимо предотвратить внешнее вмешательство в#nbsp;дела Туниса, чтобы население само решало проблемы своего государства. Большая проблема#nbsp;— отток молодежи из#nbsp;страны ввиду невозможности самореализации. Вследствие этого страна оказалась в#nbsp;руках джихадистов. Сейчас ситуация нормализуется, однако необходимы значительные усилия для защиты государственных границ.
Сейед Мохаммад Казем Саджадпур, президент Иранского Института политических и#nbsp;международных исследований, подчеркнул, что американская гегемония#nbsp;— источник нестабильности в#nbsp;регионе. Американцы полагали, что ситуацию можно изменить с#nbsp;помощью военной силы. Необходимо новое осмысление реалий региона. Нужно признать, что Иран#nbsp;— независимый региональный игрок. Он, в#nbsp;отличие от#nbsp;других стран, сам обеспечивает свою безопасность. Действия России на#nbsp;Ближнем Востоке демонстрируют лучшее, чем у#nbsp;США, понимание реалий региона, включая роль Ирана.
Сэмуэль Чарап, старший исследователь Корпорации RAND, отметил, что на#nbsp;Ближнем Востоке наблюдается нарушение американо-российских отношений, резкий дефицит двустороннего сотрудничества. При этом у#nbsp;сторон достаточно общих интересов: противодействие ИГИЛ, урегулирование конфликтов Израиля и#nbsp;Сирии, Турции и#nbsp;курдов, предотвращение распространения оружия массового поражения, проведение мирных переговоров в#nbsp;Сирии, Ливии. США и#nbsp;Россия должны сотрудничать в#nbsp;разрешении ситуации в#nbsp;Сирии, урегулировании проблемы беженцев, развивать гуманитарное сотрудничество. Наиболее эффективное сотрудничество происходит по#nbsp;вопросам обеспечения безопасности Израиля. Самое большое, что смогли сделать США и#nbsp;Россия#nbsp;— избежать войны. Но#nbsp;это низкая планка, ее#nbsp;нужно поднимать. В#nbsp;СМИ можно встретить немало спекуляций о#nbsp;возможной крупномасштабной войне между Ираном, США, Израилем, государствами Персидского залива. Ни#nbsp;одна из#nbsp;этих сторон не#nbsp;хочет войны, но#nbsp;предпринимает шаги, которые могут привести к#nbsp;конфликту.
По#nbsp;мнению Ирины Доновны Звягельской, руководителя Центра ближневосточных исследований ИМЭМО РАН, Е.#nbsp;М.#nbsp;Примаков уделял особое внимание внутренним причинам конфликтов. Конфликты на#nbsp;Ближнем Востоке имеют внутреннюю природу. Одна из#nbsp;ключевых причин#nbsp;— недовольство собственным государством, что выводит людей на#nbsp;улицы. К#nbsp;государствам Ближнего Востока мало применимы традиционные подходы. Институты в#nbsp;них часто либо отсутствуют, либо очень слабы. Исторически Ближний Восток зависит от#nbsp;внешних сил, и#nbsp;страны региона научились жить в#nbsp;такой парадигме, реализовывать свою политику, сопротивляясь внешнему влиянию.
2019-06-10 18:31 2019