В четверг, 18 июня, в 12:00 в информационном агентстве «Интерфакс» прошла онлайн-сессия «Примаковских чтений» на тему «ЕС нового поколения», стратегическая автономия: мифы или реальность?»
Спикеры:
Модератор — Михаил Швыдкой, специальный представитель президента РФ по международному культурному сотрудничеству.
В дискуссии приняли участие:
Спикеры:
- Надежда Арбатова, заведующая Отделом европейских политических исследований ИМЭМО РАН;
- Андрей Спартак, директор АО «Всероссийский научно-исследовательский конъюнктурный институт», член-корреспондент РАН;
- Юрий Квашнин, руководитель Центра европейских исследований ИМЭМО РАН;
Модератор — Михаил Швыдкой, специальный представитель президента РФ по международному культурному сотрудничеству.
В дискуссии приняли участие:
- Николай Кобринец, директор Департамента Общеевропейского сотрудничества МИД РФ;
- Алексей Громыко, директор Института Европы РАН, член-корреспондент РАН;
- Павел Королев, вице-президент по развитию и проектам ассоциации «Глобальная энергия»;
- Анатолий Торкунов, ректор МГИМО МИД России, академик РАН
В своем вступительном слове А. Дынкин обратил внимание на то, что пандемия показала хрупкость европейских ценностей и в то же время устойчивость национальных интересов. Именно этим вызваны жесткие споры о масштабе и форме антикризисной поддержки развитыми странами континента государств Южной Европы. Но есть еще одна проблема, которая омрачает европейскую безопасность и о которой предупреждали еще тридцать лет назад.
Со времен Шпенглера Европе предсказывают неизбежный закат, а затем ЕС — неизбежный распад, предрекают, что за брекзитом последуют другие «экзиты» — отметила в своём выступлении Н. Арбатова. Тем не менее, несмотря на то, что ЕС несет на себе двойное бремя последствий пандемии и проблем, существовавших до нее, он не только жив, но и ставит перед собой новые интеграционные задачи, такие как обретение стратегической автономии. Стратегическая автономия — это способность ЕС самостоятельно определять приоритеты и принимать решения в вопросах внешней политики и безопасности, а также институциональные, политические и материальные возможности для их осуществления — в сотрудничестве с третьими сторонами или, при необходимости, в одиночку. Иными словами, стратегическая автономия направлена на превращение ЕС в полновесный центр силы.
Пандемия коронавируса внесла свои коррективы в существующий миропорядок и соревнование главных игроков на международной арене. Все ее последствия для мирового развития еще предстоит проанализировать. Однако уже ясно, что «сценарий общего врага» применительно к коронавирусу не сплотит Россию и Запад. Обострится и противостояние между США и Китаем, а значит и биполярность, которая существовала в размытом виде до пандемии. Вместе с тем, это будет особая биполярность с двумя ослабленными пандемией центрами силы, что открывает возможности для других игроков в полицентричном мире, прежде всего для ЕС.
Н. Арбатова отметила, что глобальная стратегия безопасности — первый концептуальный документ ЕС в духе реальной политики., своего рода внешнеполитический компас определивший принципы отношений ЕС к трем центрам силы — США, Китаю и России: «США важен ЕС не больше, чем Европа важна США»; «Сотрудничай с Китаем, когда можешь, но оттесняй его, когда необходимо»; «Сотрудничай с Россией, когда нужно, и сдерживай ее, когда должен». Этот подход к России воплощен в политике избирательного или целевого сотрудничества. На вербальном уровне существует достаточно обширный список тем для такого сотрудничества — от борьбы с международным терроризмом до совместного урегулирования конфликтов, но в действительности этот список крайне узок, поскольку сотрудничество по таким важным вопросам требует высокой степени доверия, которое было окончательно разрушено Украинским конфликтом. Недавний пример совместных действий ЕС и России -спасение соглашения с Ираном, денонсированном США. Но главное препятствие прежнее — конфликт на Украине и санкционная война. К сожалению, Донбасс — не замороженный конфликт, а вялотекущий конфликт низкой интенсивности. Нужна дорожная карта по поэтапному снятию санкций, привязанная к замораживанию военной стадии конфликта на востоке Украины с тем, чтобы создать условия для его решения. Отвечая на главный вопрос «Стратегическая автономия ЕС — миф или реальность?», эксперт сказала, что стратегическая автономия уже не миф, но еще и не реальность. Однако есть большая вероятность, что она может стать реальностью.
Свое выступление А. Спартак начал с заявления о том, что отношения России и Европейского союза всегда строились в непростой ситуации. Сейчас происходит то же самое, но дополнительно накладываются еще и санкции со стороны западных государств. Возможно ли развитие сотрудничества поверх санкций? Факторы, которые негативно влияли на российско-европейские отношения, существовали и раньше, в частности постоянные попытки ЕС диверсифицировать источники энергоснабжения, многочисленные ограничения на европейском рынке в отношении российской продукции, обострение российско-грузинского конфликта, расширение состава ЕС за счет включения стран Центральной Европы, а также политика Европы в отношении бывших европейских республик СССР (Восточное партнерство). Это приводило к политизации решений ЕС в отношении России.
Санкции, по мнению эксперта, всегда усугубляли ситуацию. И, тем не менее, всегда сохранялись отношения в контуре торгово-экономических контактов, которые эффективно, интенсивно и объемно развивались. Несмотря на некоторый спад в 2014—2016 гг., сейчас они восстанавливаются. Увеличивается объем взаимной торговли, более 400 млн евро накопленных инвестиций в обе стороны, тысячи европейских предприятий работают в нашей стране, в том числе в высокотехнологичных областях. Экономическое сотрудничество — это тот якорь, вокруг которого строятся отношения России и Европы.
Отдельная тема — это двусторонние отношения в энергетической области. Как известно, Россия является крупнейшим энергетическим партнером. Речь идет и о газопроводе «Северный поток-2», прокачивании газа через Украину, строительстве болгарского участка «Турецкого потока». Очевидно, что Европа без российских поставок не обойдется. В настоящее время стоит задача вывести «Северный поток-2» из-под санкций. Правда, на этом направлении существуют определенные препятствия — санкции со стороны США, политика Германии, позиция Дании. Хотя, оптимистически подчеркнул А. Спартак, в перспективе решение по этому вопросу возможно. Оно непростое. Стратегическая проблема состоит в том, насколько интенсивно и в каких направлениях Россия будет развивать эту отрасль. Здесь Россия упустила время, которое США использовали для создания конкуренции. Необходимо учитывать, что сейчас на газовом рынке происходят серьезные изменения — он превращается в мировой рынок.
Формула, или, как выразился ведущий М. Швыдкой, слоган «развитие поверх санкций» предполагает сотрудничество между двумя интеграционными группами — ЕврАзЭс и ЕС, которое требует дальнейшего развития до уровня официального полномасштабного прямого диалога. Этот вектор поддерживается не только российским руководством, но и европейскими лидерами, и бизнесом. Поэтому следует предпринимать дальнейшие усилия по его продвижению.
По мнению выступающего, в условиях пандемии и других негативных обстоятельств возникают новые платформы для сотрудничества на пути преодоления пандемических, природно-климатических последствий. Очевидно, что в одиночку справиться с кризисом не получится. Более эффективным подходом может стать политика, направленная на решение различных проблем в рамках многостороннего сотрудничества, в том числе в форматах ЕврАзЭс, ВТО, G20, ЕС. Развитие поверх санкций уже происходит, но для успеха этого процесса нужна политическая воля.
По словам Ю. Квашнина для Евросоюза коронавирусный кризис стал тяжелым испытанием. Оценки по экономическому спаду разнятся. Эксперты Европейского центробанка дают вилку от 5 до 12%. Полное восстановление произойдет не ранее 2022 года. Ясно, что ЕС пострадает сильнее, чем другие страны и регионы. Его роль в мировой экономике продолжит снижаться. По номинальному ВВП Евросоюз скоро опустится со второй на третью строчку, пропустив вперед себя не только США, но и Китай. Пандемия ведет к неблагоприятным структурным сдвигам в экономике. Многие отрасли, в том числе автомобилестроение, ждет продолжительная стагнация. Другое следствие кризиса — разбалансировка государственных финансов. Во всех странах зоны евро по итогам года дефицит бюджета будет выше 3% ВВП. Задолженность еврозоны превысит размер ее экономики. В предыдущие пять лет еще были какие-то надежды вернуться к соблюдению Маастрихтских критериев. Сейчас об этом можно забыть.
Усиливаются социальные противоречия. Прежний социальный контракт, при котором каждое следующее поколение жило лучше предыдущего, более не действует. Отсюда запрос на свежие идеи. Растет интерес к концепции зеленого роста, о чем свидетельствуют внушительные результаты «Зеленых» на выборах в Европарламент и зеленый курс Еврокомиссии. Все больше сторонников введения безусловного основного дохода — самого радикального пути решения проблемы бедности.
Ожидать торможения европейской интеграции, однако, не следует — отметил эксперт. Все предыдущие кризисы — финансовый, долговой, миграционный — решались путем ее углубления. Но это не та интеграция, которая задумывалась в 1992 году, когда был подписан Маастрихтский договор. В ее основе теперь лежит не максимизация прибыли, а минимизация убытков — «чтобы не стало еще хуже». Во многом это «интеграция поневоле» — процесс сложный, но безальтернативный. Показательно, что на фоне эпопеи с «брекситом» евроскептицизм в его жесткой форме сошел на нет. Очевидно, что выход из ЕС таит в себе больше угроз, чем возможностей. Коронавирусный кризис показал, что европейские элиты готовы действовать сообща. Конечно, не обошлось без эксцессов. Достаточно вспомнить историю с Италией, которая несколько недель боролась с эпидемией без помощи со стороны ЕС. И все же меры принимаются быстрее, чем в предыдущие кризисы. Европейским центробанком запущена экстренная программа выкупа облигаций на 1 трлн 350 млрд евро. Выделен пакет финансовой помощи на 540 млрд евро. Обсуждается создание фонда «ЕС нового поколения» на 750 млрд евро в дополнение к семилетнему бюджету.
Существенного улучшения отношений России и ЕС ожидать не следует. Причин много — давление со стороны США и так называемые вторичные санкции, сильное антироссийское лобби в лице ряда стран Центральной и Восточной Европы (решения по внешней политике в ЕС принимаются коллегиально). Это и ценностный разрыв, который, кстати, осложняет отношения ЕС не только с Россией, но и с другими странами — США, Бразилией, КНР, Саудовской Аравией. Кроме того, Россия все меньше воспринимается ЕС в качестве ключевого внешнеэкономического партнера. Вместо этого Евросоюз идет по пути расширения торгово-экономических связей с другими игроками. Соглашение с Канадой, ЗСТ с Японией, переговоры ЕС — МЕРКОСУР — все это звенья одной цепи.
Н. Кобринец высказал особую признательность Н. Арбатовой за формулу — «стратегическая автономия не миф, но еще не реальность, но вполне может ею стать». Это прекрасное резюме, ответ на ключевой вопрос нашей сегодняшней дискуссии — отметил выступающий. Для обеспечения своей безопасности европейцам иногда не хватает силы-воли, иногда сил и средств, которые идут на НАТО. Но топорная дипломатия США заставляет задумываться над этим стратегически важным вопросом. Россия является, хотя и не главным, но существенным партнером для Европейского союза. Мы всегда торговали и будем торговать с Евросоюзом, и всегда в России будут европейские инвестиции — это базис наших отношений.
Существует Консультативный Совет при Правительстве по иностранным инвестициям, он объединяет около 50−60 иностранных инвесторов, так вот за последние пять лет ни один инвестор с нашего рынка не ушел, прекрасно понимая, что уйдя, будет сложно вернуться и вновь занять эту нишу. Это происходит, несмотря на американские санкции. И это тоже обнадеживает. Взаимодействие России с ЕС в области безопасности поверх санкций не только возможно, но и желательно.
Н. Кобринец заострил внимание на экономической ситуации в Евросоюзе после пандемии. По оценкам Еврокомиссии, ВВП в этом году сократится на 7.5−7.9%, что хуже почти в два раза, чем в разгар экономического кризиса в 2014 г. (тогда падение было меньше). И судя по всему, в следующем году экономика Евросоюза не восстановится. Подрастет безработица, социальная напряженность в ряде стран вырастет существенно, увеличится госдолг. Тем не менее, на этом фоне ЕС пойдет по пути реализации заявленного «зеленого курса» — долгосрочной программы до 2030−2050 гг. Этому курсу отводят роль драйвера роста (хотя многие ученые не подтверждают его целесообразность). Мы не обсуждаем с европейцами санкции — подчеркнул выступающий. Санкции заставляют нашу страну быть более самодостаточными, что совсем неплохо. Нам важно, чтобы Евросоюз был сильным, стабильным и, главное, независимым от других участников политической жизни; опирался бы на свои собственные интересы, а не на диктовку заокеанских партнеров. Обидно, что некоторые круги европейской элиты лепят из нашей страны врага, придумывая всякие небылицы. Но у нас нет другого пути, как терпеливо объяснять нашу позицию и, не смотря ни на что, взаимодействовать с нашим европейским партнером.
Идея Трампа существенно сократить американские войска в Германии может подтолкнуть страны Европейского союза к совместным усилиям по созданию оборонной военно-политической идентичности. За этим надо очень внимательно смотреть, имея в виду интересы нашей собственной безопасности", — отметил А. Торкунов. Однако просчитать, когда эти планы могут быть реализованы, достаточно проблематично. Между тем, пока все усилия Евросоюза по построению собственной военной силы не принесли существенного результата.
Со времен Шпенглера Европе предсказывают неизбежный закат, а затем ЕС — неизбежный распад, предрекают, что за брекзитом последуют другие «экзиты» — отметила в своём выступлении Н. Арбатова. Тем не менее, несмотря на то, что ЕС несет на себе двойное бремя последствий пандемии и проблем, существовавших до нее, он не только жив, но и ставит перед собой новые интеграционные задачи, такие как обретение стратегической автономии. Стратегическая автономия — это способность ЕС самостоятельно определять приоритеты и принимать решения в вопросах внешней политики и безопасности, а также институциональные, политические и материальные возможности для их осуществления — в сотрудничестве с третьими сторонами или, при необходимости, в одиночку. Иными словами, стратегическая автономия направлена на превращение ЕС в полновесный центр силы.
Пандемия коронавируса внесла свои коррективы в существующий миропорядок и соревнование главных игроков на международной арене. Все ее последствия для мирового развития еще предстоит проанализировать. Однако уже ясно, что «сценарий общего врага» применительно к коронавирусу не сплотит Россию и Запад. Обострится и противостояние между США и Китаем, а значит и биполярность, которая существовала в размытом виде до пандемии. Вместе с тем, это будет особая биполярность с двумя ослабленными пандемией центрами силы, что открывает возможности для других игроков в полицентричном мире, прежде всего для ЕС.
Н. Арбатова отметила, что глобальная стратегия безопасности — первый концептуальный документ ЕС в духе реальной политики., своего рода внешнеполитический компас определивший принципы отношений ЕС к трем центрам силы — США, Китаю и России: «США важен ЕС не больше, чем Европа важна США»; «Сотрудничай с Китаем, когда можешь, но оттесняй его, когда необходимо»; «Сотрудничай с Россией, когда нужно, и сдерживай ее, когда должен». Этот подход к России воплощен в политике избирательного или целевого сотрудничества. На вербальном уровне существует достаточно обширный список тем для такого сотрудничества — от борьбы с международным терроризмом до совместного урегулирования конфликтов, но в действительности этот список крайне узок, поскольку сотрудничество по таким важным вопросам требует высокой степени доверия, которое было окончательно разрушено Украинским конфликтом. Недавний пример совместных действий ЕС и России -спасение соглашения с Ираном, денонсированном США. Но главное препятствие прежнее — конфликт на Украине и санкционная война. К сожалению, Донбасс — не замороженный конфликт, а вялотекущий конфликт низкой интенсивности. Нужна дорожная карта по поэтапному снятию санкций, привязанная к замораживанию военной стадии конфликта на востоке Украины с тем, чтобы создать условия для его решения. Отвечая на главный вопрос «Стратегическая автономия ЕС — миф или реальность?», эксперт сказала, что стратегическая автономия уже не миф, но еще и не реальность. Однако есть большая вероятность, что она может стать реальностью.
Свое выступление А. Спартак начал с заявления о том, что отношения России и Европейского союза всегда строились в непростой ситуации. Сейчас происходит то же самое, но дополнительно накладываются еще и санкции со стороны западных государств. Возможно ли развитие сотрудничества поверх санкций? Факторы, которые негативно влияли на российско-европейские отношения, существовали и раньше, в частности постоянные попытки ЕС диверсифицировать источники энергоснабжения, многочисленные ограничения на европейском рынке в отношении российской продукции, обострение российско-грузинского конфликта, расширение состава ЕС за счет включения стран Центральной Европы, а также политика Европы в отношении бывших европейских республик СССР (Восточное партнерство). Это приводило к политизации решений ЕС в отношении России.
Санкции, по мнению эксперта, всегда усугубляли ситуацию. И, тем не менее, всегда сохранялись отношения в контуре торгово-экономических контактов, которые эффективно, интенсивно и объемно развивались. Несмотря на некоторый спад в 2014—2016 гг., сейчас они восстанавливаются. Увеличивается объем взаимной торговли, более 400 млн евро накопленных инвестиций в обе стороны, тысячи европейских предприятий работают в нашей стране, в том числе в высокотехнологичных областях. Экономическое сотрудничество — это тот якорь, вокруг которого строятся отношения России и Европы.
Отдельная тема — это двусторонние отношения в энергетической области. Как известно, Россия является крупнейшим энергетическим партнером. Речь идет и о газопроводе «Северный поток-2», прокачивании газа через Украину, строительстве болгарского участка «Турецкого потока». Очевидно, что Европа без российских поставок не обойдется. В настоящее время стоит задача вывести «Северный поток-2» из-под санкций. Правда, на этом направлении существуют определенные препятствия — санкции со стороны США, политика Германии, позиция Дании. Хотя, оптимистически подчеркнул А. Спартак, в перспективе решение по этому вопросу возможно. Оно непростое. Стратегическая проблема состоит в том, насколько интенсивно и в каких направлениях Россия будет развивать эту отрасль. Здесь Россия упустила время, которое США использовали для создания конкуренции. Необходимо учитывать, что сейчас на газовом рынке происходят серьезные изменения — он превращается в мировой рынок.
Формула, или, как выразился ведущий М. Швыдкой, слоган «развитие поверх санкций» предполагает сотрудничество между двумя интеграционными группами — ЕврАзЭс и ЕС, которое требует дальнейшего развития до уровня официального полномасштабного прямого диалога. Этот вектор поддерживается не только российским руководством, но и европейскими лидерами, и бизнесом. Поэтому следует предпринимать дальнейшие усилия по его продвижению.
По мнению выступающего, в условиях пандемии и других негативных обстоятельств возникают новые платформы для сотрудничества на пути преодоления пандемических, природно-климатических последствий. Очевидно, что в одиночку справиться с кризисом не получится. Более эффективным подходом может стать политика, направленная на решение различных проблем в рамках многостороннего сотрудничества, в том числе в форматах ЕврАзЭс, ВТО, G20, ЕС. Развитие поверх санкций уже происходит, но для успеха этого процесса нужна политическая воля.
По словам Ю. Квашнина для Евросоюза коронавирусный кризис стал тяжелым испытанием. Оценки по экономическому спаду разнятся. Эксперты Европейского центробанка дают вилку от 5 до 12%. Полное восстановление произойдет не ранее 2022 года. Ясно, что ЕС пострадает сильнее, чем другие страны и регионы. Его роль в мировой экономике продолжит снижаться. По номинальному ВВП Евросоюз скоро опустится со второй на третью строчку, пропустив вперед себя не только США, но и Китай. Пандемия ведет к неблагоприятным структурным сдвигам в экономике. Многие отрасли, в том числе автомобилестроение, ждет продолжительная стагнация. Другое следствие кризиса — разбалансировка государственных финансов. Во всех странах зоны евро по итогам года дефицит бюджета будет выше 3% ВВП. Задолженность еврозоны превысит размер ее экономики. В предыдущие пять лет еще были какие-то надежды вернуться к соблюдению Маастрихтских критериев. Сейчас об этом можно забыть.
Усиливаются социальные противоречия. Прежний социальный контракт, при котором каждое следующее поколение жило лучше предыдущего, более не действует. Отсюда запрос на свежие идеи. Растет интерес к концепции зеленого роста, о чем свидетельствуют внушительные результаты «Зеленых» на выборах в Европарламент и зеленый курс Еврокомиссии. Все больше сторонников введения безусловного основного дохода — самого радикального пути решения проблемы бедности.
Ожидать торможения европейской интеграции, однако, не следует — отметил эксперт. Все предыдущие кризисы — финансовый, долговой, миграционный — решались путем ее углубления. Но это не та интеграция, которая задумывалась в 1992 году, когда был подписан Маастрихтский договор. В ее основе теперь лежит не максимизация прибыли, а минимизация убытков — «чтобы не стало еще хуже». Во многом это «интеграция поневоле» — процесс сложный, но безальтернативный. Показательно, что на фоне эпопеи с «брекситом» евроскептицизм в его жесткой форме сошел на нет. Очевидно, что выход из ЕС таит в себе больше угроз, чем возможностей. Коронавирусный кризис показал, что европейские элиты готовы действовать сообща. Конечно, не обошлось без эксцессов. Достаточно вспомнить историю с Италией, которая несколько недель боролась с эпидемией без помощи со стороны ЕС. И все же меры принимаются быстрее, чем в предыдущие кризисы. Европейским центробанком запущена экстренная программа выкупа облигаций на 1 трлн 350 млрд евро. Выделен пакет финансовой помощи на 540 млрд евро. Обсуждается создание фонда «ЕС нового поколения» на 750 млрд евро в дополнение к семилетнему бюджету.
Существенного улучшения отношений России и ЕС ожидать не следует. Причин много — давление со стороны США и так называемые вторичные санкции, сильное антироссийское лобби в лице ряда стран Центральной и Восточной Европы (решения по внешней политике в ЕС принимаются коллегиально). Это и ценностный разрыв, который, кстати, осложняет отношения ЕС не только с Россией, но и с другими странами — США, Бразилией, КНР, Саудовской Аравией. Кроме того, Россия все меньше воспринимается ЕС в качестве ключевого внешнеэкономического партнера. Вместо этого Евросоюз идет по пути расширения торгово-экономических связей с другими игроками. Соглашение с Канадой, ЗСТ с Японией, переговоры ЕС — МЕРКОСУР — все это звенья одной цепи.
Н. Кобринец высказал особую признательность Н. Арбатовой за формулу — «стратегическая автономия не миф, но еще не реальность, но вполне может ею стать». Это прекрасное резюме, ответ на ключевой вопрос нашей сегодняшней дискуссии — отметил выступающий. Для обеспечения своей безопасности европейцам иногда не хватает силы-воли, иногда сил и средств, которые идут на НАТО. Но топорная дипломатия США заставляет задумываться над этим стратегически важным вопросом. Россия является, хотя и не главным, но существенным партнером для Европейского союза. Мы всегда торговали и будем торговать с Евросоюзом, и всегда в России будут европейские инвестиции — это базис наших отношений.
Существует Консультативный Совет при Правительстве по иностранным инвестициям, он объединяет около 50−60 иностранных инвесторов, так вот за последние пять лет ни один инвестор с нашего рынка не ушел, прекрасно понимая, что уйдя, будет сложно вернуться и вновь занять эту нишу. Это происходит, несмотря на американские санкции. И это тоже обнадеживает. Взаимодействие России с ЕС в области безопасности поверх санкций не только возможно, но и желательно.
Н. Кобринец заострил внимание на экономической ситуации в Евросоюзе после пандемии. По оценкам Еврокомиссии, ВВП в этом году сократится на 7.5−7.9%, что хуже почти в два раза, чем в разгар экономического кризиса в 2014 г. (тогда падение было меньше). И судя по всему, в следующем году экономика Евросоюза не восстановится. Подрастет безработица, социальная напряженность в ряде стран вырастет существенно, увеличится госдолг. Тем не менее, на этом фоне ЕС пойдет по пути реализации заявленного «зеленого курса» — долгосрочной программы до 2030−2050 гг. Этому курсу отводят роль драйвера роста (хотя многие ученые не подтверждают его целесообразность). Мы не обсуждаем с европейцами санкции — подчеркнул выступающий. Санкции заставляют нашу страну быть более самодостаточными, что совсем неплохо. Нам важно, чтобы Евросоюз был сильным, стабильным и, главное, независимым от других участников политической жизни; опирался бы на свои собственные интересы, а не на диктовку заокеанских партнеров. Обидно, что некоторые круги европейской элиты лепят из нашей страны врага, придумывая всякие небылицы. Но у нас нет другого пути, как терпеливо объяснять нашу позицию и, не смотря ни на что, взаимодействовать с нашим европейским партнером.
Идея Трампа существенно сократить американские войска в Германии может подтолкнуть страны Европейского союза к совместным усилиям по созданию оборонной военно-политической идентичности. За этим надо очень внимательно смотреть, имея в виду интересы нашей собственной безопасности", — отметил А. Торкунов. Однако просчитать, когда эти планы могут быть реализованы, достаточно проблематично. Между тем, пока все усилия Евросоюза по построению собственной военной силы не принесли существенного результата.