Новости

ПЧ-2020: первая сессия «Мировой порядок: структурная трансформация»

В#nbsp;информационном агентстве «Интерфакс» состоялась первая онлайн-сессия «Примаковских чтений» на#nbsp;тему «Мировой порядок: структурная трансформация».

Спикеры мероприятия:
  • Александр Дынкин, президент ИМЭМО РАН, академик РАН;
  • Алексей Арбатов, руководитель Центра международной безопасности ИМЭМО РАН, академик РАН;
  • Федор Лукьянов, главный редактор журнала «Россия в#nbsp;глобальной политике», председатель президиума неправительственной организации «Совет по#nbsp;внешней и#nbsp;оборонной политике».

Модератор#nbsp;— Михаил Швыдкой, специальный представитель Президента#nbsp;Р#nbsp;Ф по#nbsp;международному культурному сотрудничеству.

Основные тезисы выступающих

В#nbsp;дискуссии приняли участие:
  • А. Чубарьян#nbsp;— научный руководитель Института всеобщей истории РАН, академик РАН
  • П. Королев#nbsp;— вице-президент по#nbsp;развитию и#nbsp;проектам ассоциации «Глобальная энергия»
На#nbsp;онлайн-площадке за#nbsp;дискуссией наблюдали более 140 экспертов из#nbsp;России, Белоруссии, Украины, Казахстана, Армении, Узбекистана, Болгарии, Германии и#nbsp;Китая.

Шестые Чтения должны были состояться 15−16#nbsp;июня 2020 года, но#nbsp;из-за сложившейся ситуации с#nbsp;коронавирусной инфекцией Организационный комитет Форума в#nbsp;начале апреля принял решение перенести ежегодные Чтения на#nbsp;июнь 2021 года.
М. Швыдкой отметил, что эта серия конференций будет касаться самых актуальных и#nbsp;самых важных сегодня проблем нашей жизни, которые связаны в#nbsp;большей степени с#nbsp;политическими, экономическими проблемами, в#nbsp;какой-то степени гуманитарными. Но, естественно, площадка Примаковских чтений предполагает, что это, прежде всего, политические и#nbsp;экономические проблемы, которые волнуют нас сегодня не#nbsp;меньше, чем пандемия.

По#nbsp;мнению А. Дынкина пандемия обнажила многие асимметрии ведущих мировых трендов, резко ускорила изменения в#nbsp;политике, экономике, технологиях и#nbsp;социальных процессах. Ключевое событие в#nbsp;мировой политике#nbsp;— резкое обострение американо-китайских отношений. Еще до#nbsp;«коронакризиса» Китай во#nbsp;многом изменил свою риторику и#nbsp;политику, все чаще стали звучать претензии не#nbsp;только на#nbsp;экономическое, но#nbsp;и#nbsp;на технологическое и#nbsp;отчасти#nbsp;— военно-политическое лидерство. Симметрично в#nbsp;Соединенных Штатах с#nbsp;приходом Дональда Трампа усилился акцент на#nbsp;величие Америки. Это сопровождалось протекционизмом, даже изоляционизмом, последовательным разрушением системы международных соглашений и#nbsp;договоров. Соединенные Штаты вышли из#nbsp;пяти основополагающих договоров по#nbsp;стратегической стабильности, а#nbsp;также из#nbsp;многих соглашений и#nbsp;договоров по#nbsp;торговле, климату, гуманитарным вопросам. Мы#nbsp;видим попытку вернуть полицентрический мир к#nbsp;однополярному состоянию, в#nbsp;котором он#nbsp;был в#nbsp;начале 90-х#nbsp;гг. Администрация США предлагает некий геостратегический дарвинизм: выживет сильнейший в#nbsp;мире без правил. Разрешением этого конфликта может стать новая биполярность ХХI в. Китай не#nbsp;успел создать сферу своего технологического доминирования. Осознав это, Пекин пытается договориться и#nbsp;уступить. Американские финансисты понимают, что Китай будет вытаскивать мировую экономику из#nbsp;кризиса. Возникает структурная асимметрия: Китай ищет компромисс, а#nbsp;США хотят затормозить его рост, а#nbsp;отнюдь не#nbsp;договариваться. Это часть постковидного мирового порядка, и#nbsp;она очень опасна. Китай остается сверхпривлекательным как огромный рынок, и#nbsp;Трамп не#nbsp;может этого не#nbsp;учитывать. Какой тренд возобладает: компромисс ради выхода из#nbsp;рецессии или стратегическая конкуренция за#nbsp;мировое лидерство? Первые ответы мы#nbsp;узнаем после президентских выборов в#nbsp;Соединенных Штатах.

В#nbsp;Европе эпидемия также обнажила асимметрии: между европеизацией ценностей и#nbsp;национализацией интересов.

Престижу Китая пандемия нанесла определенный удар. Соединенные Штаты также несут тяжелые имиджевые потери. Выгодно#nbsp;ли такое биполярное расстройство мирового порядка России? США и#nbsp;Китай выйдут сильно ослабленными из#nbsp;кризиса, как и#nbsp;все остальные. Эти две страны утратили свои потенциалы мягкой силы. Россия с#nbsp;3% мирового ВВП, конечно, не#nbsp;может претендовать на#nbsp;глобальное лидерство, хотя сохраняет стратегический паритет с#nbsp;Соединенными Штатами и#nbsp;лидерство в#nbsp;большинстве оборонных технологий по#nbsp;отношению к#nbsp;Китаю. Наши отношения с#nbsp;Китаем можно определить формулой: «Никогда против друг друга, не#nbsp;всегда вместе». Перед Россией открывается новая роль, роль ведущей балансирующей державы. Многовекторный подход способен удержать полицентричный мир от#nbsp;сползания к#nbsp;жесткой биполярности, эта задача по#nbsp;силам российской внешней политике.

А. Арбатов подчеркнул, что сейчас все внимание мировой общественности, мировых лидеров привлечено к#nbsp;пандемии. Но#nbsp;пандемия раньше или позже пройдет, а#nbsp;ядерное оружие останется, сохранится угроза ядерной войны. Эпидемия уже оказала негативное влияние на#nbsp;ситуацию в#nbsp;связи с#nbsp;контролем над ядерными вооружениями. Например, временно прекращены инспекционные поездки, связанные с#nbsp;Договором СНВ-3. Конференция в#nbsp;связи с#nbsp;юбилейным, пятидесятым годом Договора о#nbsp;нераспространении ядерного оружия отложена на#nbsp;год. Члены этого Договора#nbsp;— 191 государство. Благодаря этому Договору у#nbsp;нас сейчас 9 ядерных держав, а#nbsp;не#nbsp;30, как предсказывалось в#nbsp;начале 70-х#nbsp;гг. Назревает новый кризис в#nbsp;связи с#nbsp;тем, что США вышли из#nbsp;соглашения о#nbsp;свертывании иранской ядерной программы. США заявили, что они выходят из#nbsp;Договора по#nbsp;открытому небу. В#nbsp;Вашингтоне обсуждается даже возможность выхода из#nbsp;Договора о#nbsp;всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний, он#nbsp;был заключен в#nbsp;1996#nbsp;г., на#nbsp;его подготовку ушло 33 года.

Пандемия негативно сказалась на#nbsp;системе контроля над вооружениями и#nbsp;ничуть не#nbsp;затронула основные военные программы ведущих государств. Мир по#nbsp;итогам пандемии может быть отброшен в#nbsp;50-е гг., когда шла гонка вооружений, но#nbsp;не#nbsp;было никакой системы контроля над этими вооружениями. Это закончилось Карибским кризисом 1962#nbsp;г., когда только чудо спасло мир от#nbsp;катастрофы. Система контроля над вооружениями#nbsp;— основа безопасности, многие сегодняшние лидеры не#nbsp;понимают этого. Трамп в#nbsp;первую очередь относится к#nbsp;таким лидерам. Сейчас он#nbsp;разрушает эту систему. Самая опасная тенденция современности#nbsp;— сползание к#nbsp;новой биполярности. Для России она будет опасна вдвойне, Россия окажется в#nbsp;самом уязвимом положении в#nbsp;такой системе. В#nbsp;годы холодной войны Россия была одним из#nbsp;полюсов. В#nbsp;будущей биполярности Москва не#nbsp;будет одним из#nbsp;полюсов, не#nbsp;сможет контролировать события. России надо максимально играть роль независимого центра силы. Важно предотвратить возникновение новой биполярности и#nbsp;сохранить систему контроля над вооружениями. Нужно спасать те#nbsp;договоры, которые еще можно спасти.

Ф. Лукьянов подтвердил, что все деструктивные и#nbsp;центробежные тенденции, которые существовали уже давно, с#nbsp;начала ХХI в., резко усугубились. Национальные интересы перестают использовать наднациональные структуры, это больше не#nbsp;выгодно. Главная тема#nbsp;— переход конфронтации между Соединенными Штатами и#nbsp;Китаем на#nbsp;новый уровень. Биполярность, которая может наступить, весьма тревожит. Это не#nbsp;биполярность эпохи холодной войны, когда конкуренция и#nbsp;соперничество между Советским Союзом и#nbsp;Соединенными Штатами служили фактором стабилизации отношений. Сейчас Китай не#nbsp;представляет собой никакого идеологического или экзистенциального вызова Западу, действует в#nbsp;той#nbsp;же парадигме глобальной капиталистической экономики. Но#nbsp;это является более опасным, так как заставляет вспомнить причины Первой мировой войны, стремление к#nbsp;борьбе за#nbsp;трофеи повсеместно. Скорее мы#nbsp;идем к#nbsp;этому состоянию. Главный урок кризиса#nbsp;— в#nbsp;сфере социальной и#nbsp;в#nbsp;сфере государственного строительства. Встал вопрос о#nbsp;том, насколько государства устойчивы#nbsp;— здесь будут самые серьезные изменения. Важно то, гармонично устроены отношения государства и#nbsp;общества или нет.

А. Торкунов обратил внимание на#nbsp;то, что нынешний кризис показал, что ООН недостаточно дееспособна для решения, даже обсуждения таких вопросов и#nbsp;требует очень серьезных и#nbsp;быстрых реформ. Практически все базовые международно-правовые документы после войны были сформулированы ООН. Нам надо высоко ценить ООН и#nbsp;делать все возможное для ее#nbsp;сохранения. Не#nbsp;только ООН, но#nbsp;и#nbsp;всей семьи ООН. Сегодня ВОЗ подвергается критике, но#nbsp;мы#nbsp;понимаем, что без такого рода международных организаций мир может оказаться в#nbsp;полном хаосе. Важной темой является создание полноценной системы договоров, которые обеспечивали#nbsp;бы медико-биологическую безопасность. Эта опасность не#nbsp;менее серьезна, чем опасность ядерного столкновения, этому надо уделять исключительно большое внимание.

Американцы сегодня исходят из#nbsp;того, что складывается два техно-экономических блока, вокруг США и#nbsp;вокруг Китая. Этот тренд, несмотря на#nbsp;пандемию, будет сохраняться. С#nbsp;этим связана активизация усилий Вашингтона и#nbsp;их#nbsp;партнеров в#nbsp;продвижении концепции индо-тихоокеанского сотрудничества.

Пандемия серьезно сказывается на#nbsp;гуманитарной ситуации, в#nbsp;том числе на#nbsp;образовании. У#nbsp;американцев существует серьезная озабоченность. Они исходят из#nbsp;того, что будут гигантские потери. Речь идет о#nbsp;существенном сокращении международного студенческого обмена.

П. Королев подчеркнул, что сейчас происходит углеводородный кризис и#nbsp;в#nbsp;этих условиях необходимо развитие новых направлений в#nbsp;энергетической отрасли. Это объективная реальность или лоббизм в#nbsp;плане распределения денежных средств из#nbsp;антикризисных пакетов#nbsp;ЕС и#nbsp;КНР?

А. Дынкин ответил, что кризис является экстернальным, к#nbsp;нему привели не#nbsp;экономические события, а#nbsp;воздействие извне со#nbsp;стороны пандемии. В#nbsp;ХХI в. будет все больше кризисов, привнесенных извне (пандемии, климат, миграции, компьютерные террористические атаки). Что касается углеводородов, то#nbsp;в#nbsp;2030—2035#nbsp;гг. будет пик спроса на#nbsp;нефть. Нефть сохраняет свою рентабельность. Резкого отказа от#nbsp;нее не#nbsp;будет. Однозначно списывать нефть не#nbsp;стоит. Усилится конкуренция на#nbsp;нефтяных рынках, потому что будет гонка за#nbsp;капитализацией имеющихся природных ресурсов.

По#nbsp;мнению А. Чубарьяна нет ясной картины относительно социальных последствий пандемии. Последствия будут долгосрочными. Мы#nbsp;должны минимизировать ущерб для России. Необходимо максимально деполитизировать историю, активизироваться на#nbsp;европейском направлении. В#nbsp;Европе очевидно разочарование в#nbsp;интеграционных объединениях. Усиливаются национальные направления. Страны выходят из#nbsp;пандемии при помощи своих национальных организаций и#nbsp;правительств. Желательно элиминировать историческую память из#nbsp;современного международно-политического контекста.
2020-05-29 15:22 2020