Новости

ПЧ-2020: третья сессия «Индия в фокусе интересов: Россия, США, Китай»

11#nbsp;июня 2020#nbsp;г.#nbsp;в информационном агентстве «Интерфакс» прошла онлайн-сессия «Примаковских чтений» на#nbsp;тему «Индия в#nbsp;фокусе интересов: Россия, США, Китай».

Спикеры:
  • Вячеслав Трубников, член дирекции ИМЭМО РАН, Чрезвычайный и#nbsp;Полномочный Посол#nbsp;Р#nbsp;Ф в#nbsp;Индии (2004−2009 гг.), генерал армии;
  • Нандан Унникришнан, почётный научный сотрудник фонда Observer Research Foundation, Нью-Дели;
  • Алексей Куприянов, старший научный сотрудник Отдела международно-политических проблем ИМЭМО РАН.

Модератор#nbsp;— Михаил Швыдкой, специальный представитель президента#nbsp;РФ по#nbsp;международному культурному сотрудничеству.
В#nbsp;своем вступительном слове А. Дынкин отметил, что на#nbsp;первых двух сессиях были затронуты глобальные проблемы. Деградация отношений США и#nbsp;Китая становится константой современных международных отношений. Этот вывод важен для сегодняшнего разговора об#nbsp;Индии. Индия сегодня является экономическим гигантом и#nbsp;занимает третье в#nbsp;мире место после США и#nbsp;Китая.

Индия#nbsp;— страна, у#nbsp;которой с#nbsp;Россией традиционно устойчивые отношения, у#nbsp;россиян сформирован очень положительный образ этой страны. К#nbsp;сожалению, в#nbsp;90-х годах интерес к#nbsp;Индии у#nbsp;внешнеполитического руководства России был потерян. С#nbsp;приходом Е.#nbsp;М.#nbsp;Примакова в#nbsp;МИДе все стало вставать на#nbsp;свои места. Несмотря на#nbsp;это, в#nbsp;90-е#nbsp;— начале 2000-х гг. индийский военный заказ помог справиться с#nbsp;нашими проблемами. Во#nbsp;время своего визита в#nbsp;Индию Е.#nbsp;М.#nbsp;Примаков выдвинул идею создания треугольника Россия-Индия-Китай, что не#nbsp;имело тогда своего воплощения, поскольку у#nbsp;Индии и#nbsp;Китая оставались нерешенными территориальные вопросы.

М. Швыдкой обратил внимание, что вчера законодатели США предложили новый пакет санкций против Ирана, Китая и#nbsp;России. В#nbsp;этих санкциях нет ни#nbsp;слова об#nbsp;Индии, как потенциальном противнике, что позволяет думать, что США рассматривают Индию как потенциального стратегического союзника. Руководство Индии придерживается политики#nbsp;— «сделано в#nbsp;Индии». Надо сказать, что индийская экономика очень привлекательна для инвестиций. В#nbsp;Индии работает около десяти тысяч иностранных компаний. Недооцененность Россией индийского потенциала существует и#nbsp;по#nbsp;сегодняшний день. Нужно подумать о#nbsp;том, что может дать Россия Индии. Мы#nbsp;не#nbsp;можем дать ни#nbsp;инвестиций, ни#nbsp;технологий, но#nbsp;есть нечто, что притягивает нас друг к#nbsp;другу.

В. Трубников считает, что рассматривать ситуацию в#nbsp;Индии нужно с#nbsp;учетом сложившейся обстановки и#nbsp;происходящих процессов в#nbsp;США и#nbsp;Европе. На#nbsp;фоне тревожных и#nbsp;разрушающих государства процессов, проходящих в#nbsp;этих странах, Индия консолидируется, проявляется как уверенное в#nbsp;себе государство, позиции которого достаточно прочны. Как пример, в#nbsp;борьбе с#nbsp;пандемией оно показало себя еще раз как консолидированное государство. После отмены 370-й статьи Конституции, которая закрепляла особый статус штата Джамму и#nbsp;Кашмир, в#nbsp;Индии появились две союзные территории, которые стали управляемы из#nbsp;Дели, что позволило достаточно уверенно их#nbsp;контролировать.

Во#nbsp;время пандемии Индия заботилась не#nbsp;только о#nbsp;своих гражданах, но#nbsp;и#nbsp;помогала нуждающимся во#nbsp;всем мире, заботясь при этом также о#nbsp;своем международном статусе. Страна столкнулась со#nbsp;многими сложностями во#nbsp;время пандемии: в#nbsp;апреле это был тайфун в#nbsp;Бенгальском заливе, было эвакуировано 2 млн граждан (были и#nbsp;жертвы, но#nbsp;многих удалось избежать); затем случилось другое несчастье#nbsp;— налет саранчи, что подорвало продовольственную ситуацию в#nbsp;стране; в#nbsp;мае на#nbsp;границе Индии и#nbsp;Китая в#nbsp;районе Ладакхе произошли серьезные стычки на#nbsp;границе между индийскими и#nbsp;китайскими пограничниками (в#nbsp;этом регионе практически нет границы). К#nbsp;этим непростым проблемам добавился и#nbsp;коронавирус. Надо отметить, что алгоритм борьбы с#nbsp;короновирусом в#nbsp;Индии схож с#nbsp;нами. Разница заключается в#nbsp;существенном различии количества населения. Но#nbsp;индийскому руководству удается с#nbsp;25#nbsp;марта сохранять местами карантин и#nbsp;идти по#nbsp;пути блокфазного смягчения этих мер, что дает положительные результаты. Пика пандемии Индия, по#nbsp;словам экспертов, достигнет к#nbsp;концу июля. Что осложнило ситуацию по#nbsp;пандемии, это#nbsp;— миграционная рабочая сила, возвращающаяся из#nbsp;мегаполисов в#nbsp;свои деревни. В#nbsp;борьбе с#nbsp;пандемией страна не#nbsp;одинока и#nbsp;стремится к#nbsp;международному сотрудничеству. Так как индийская фармацевтика всегда была на#nbsp;высоте, она оказала помощь 120 странам мира, за#nbsp;что получила благодарность от#nbsp;многих стран.

Что нам ожидать от#nbsp;Индии, что мы#nbsp;можем сделать для увеличения товарооборота, для изменения характера наших экономических отношений, а#nbsp;также в#nbsp;области мирного атома, энергетики и#nbsp;многих других областях? Главное, чем нужно заниматься нам#nbsp;— это работать над изменением существующей логистики передвижения товаров и#nbsp;людей. Надо оживлять такие регионы, как Север-Юг#nbsp;— транспортный коридор. Нужно совместно работать не#nbsp;только в#nbsp;военной авиации, но и#nbsp;в#nbsp;гражданской.

Что может способствовать развитию отношений#nbsp;— это двусторонний экономический форум (последний состоялся в#nbsp;июле 2019#nbsp;г.#nbsp;в Дели). Значимость этого форума состоит еще в#nbsp;том, что Н. Моди предложил осуществлять сотрудничество на#nbsp;уровне регионов и#nbsp;это сотрудничество может открыть для двух стран новые перспективы.

Свое выступление Н. Унникришнан начал с#nbsp;оценки индийской элитой последних событий, происходящих в#nbsp;мире и#nbsp;внутри страны, при этом подчеркнув, что он#nbsp;не#nbsp;совсем согласен с#nbsp;некоторыми официальными постулатами. Первая тема, которая была затронута#nbsp;— это осложняющиеся отношения США с#nbsp;Китаем и#nbsp;влияние этого фактора на#nbsp;характер индо-российских отношений. В#nbsp;ближайшее время ситуация в#nbsp;двусторонних отношениях США с#nbsp;Китаем вряд#nbsp;ли улучшится, так как существуют серьезные поводы для соперничества. В#nbsp;то#nbsp;же время это не#nbsp;приведет к#nbsp;холодной войне, как это было в#nbsp;период американо-советского противостояния: Китай в#nbsp;целом не#nbsp;дотягивает до#nbsp;уровня СССР, хотя в#nbsp;некоторых сферах и#nbsp;обгоняет нынешнюю Россию. Как сложившаяся ситуация влияет на#nbsp;позицию Москвы? По#nbsp;мнению индийского коллеги, подход очевиден. В#nbsp;ближайшей перспективе отношения России с#nbsp;Западом, в#nbsp;первую очередь с#nbsp;США, вряд#nbsp;ли будут резко улучшаться. Хотя ситуация складывается и#nbsp;не#nbsp;столь пессимистичным образом, как думают многие индийцы. Что касается политики России на#nbsp;китайском направлении. Как представляется, Россия ни#nbsp;при каких условиях не#nbsp;станет «вассалом» Китая. Очевидно, российское руководство придерживается стратегии «не#nbsp;против Китая, но#nbsp;и#nbsp;не за#nbsp;Китай». В#nbsp;реальной политике это означает, что Москва не#nbsp;будет вмешиваться в#nbsp;конфликты КНР с#nbsp;другими странами, в#nbsp;том числе с#nbsp;США и#nbsp;Индией, и#nbsp;не#nbsp;предпринимать каких-либо действий против Китая.

Еще один вопрос, на#nbsp;котором остановился Н. Унникришнан, касается более сложной проблемы, а#nbsp;именно отношений Индии и#nbsp;Китая. С#nbsp;конца 50-х годов прошлого века эта проблема обострилась. В#nbsp;начале 60-х годов балансом в#nbsp;этих отношениях служила поддержка со#nbsp;стороны Советского Союза. Еще более позитивную роль в#nbsp;урегулировании этих отношений сыграл Договор о#nbsp;дружбе и#nbsp;сотрудничестве между СССР и#nbsp;Индией от#nbsp;1971#nbsp;г.#nbsp;Хотя диспуты относительно развития индо-китайских отношений остаются в#nbsp;повестке дня, ситуация на#nbsp;сегодняшний день даже ухудшилась. Но#nbsp;вряд#nbsp;ли, как и#nbsp;в#nbsp;случае отношений КНР и#nbsp;США, она перейдет в#nbsp;фазу горячей войны. Развивая тему отношений Индии с#nbsp;вышеупомянутыми странами, эксперт остановился на#nbsp;следующих моментах. В#nbsp;свете улучшения российско-китайских отношений в#nbsp;среде индийской элиты появились некоторые сомнения относительно позиции России. Поэтому Нью-Дели сделал заметный крен в#nbsp;сторону США: Вашингтон, по#nbsp;мнению руководства страны, является более надежным партнером в#nbsp;балансировке отношений Индии и#nbsp;Китая.

Возникает вопрос: станет#nbsp;ли Индия союзником США? Как полагает эксперт, если#nbsp;бы ситуация зависела от#nbsp;нынешней элиты, то, безусловно, да. Однако существует ряд причин, по#nbsp;которым реализовать это намерение будет трудно. И#nbsp;одна из#nbsp;главных#nbsp;— экономическая. Речь идет о#nbsp;развитии страны, необходимости поднять 400-миллионное население до#nbsp;неплохого уровня жизни при крайней недостаточности ресурсов#nbsp;— финансовых, технологических и#nbsp;пр.#nbsp;В решении этой задачи США вряд#nbsp;ли окажут существенную помощь. Такую поддержку мог#nbsp;бы оказать Китай, так как обладает избыточными ресурсами. В#nbsp;этих условиях, подчеркнул Нандан Унникришнан, Индии следует придерживаться, если не#nbsp;политики неприсоединения, то#nbsp;курса на#nbsp;балансирование между двумя странами. При этом все#nbsp;же уклоняться в#nbsp;направлении США.

Касаясь отношений России и#nbsp;Индии, стоит отметить, что, несмотря на#nbsp;сотрудничество в#nbsp;военно-технической сфере, участии обеих стран в#nbsp;других проектах, в#nbsp;целом экономическое взаимодействие остается на#nbsp;довольно низком уровне. Поэтому сегодня задача состоит в#nbsp;том, чтобы поднять этот уровень до#nbsp;уровня политических отношений. В#nbsp;нынешней ситуации перспективным может оказаться сотрудничество Индии и#nbsp;России в#nbsp;регионе Дальнего Востока. Здесь взаимовыгода для обеих стран очевидна. Индия может инвестировать и#nbsp;уже вложила в#nbsp;российскую экономику 1#nbsp;млрд#nbsp;долл.; взаимный интерес может представлять также проект, связанный с#nbsp;международным транспортным коридором Север-Юг (правда, здесь надо учитывать фактор Ирана). Кроме того, Индия располагает избытком рабочей силы (не#nbsp;обязательно неквалифицированной), тогда как Россия испытывает ее#nbsp;недостаток. Такой успешный опыт использования миграционных ресурсов у#nbsp;Индии есть, в#nbsp;частности на#nbsp;Ближнем Востоке в#nbsp;районе Персидского залива.

А. Куприянов предположил, что вряд#nbsp;ли удастся в#nbsp;ближайшее время достичь прорыва в#nbsp;развитии экономических связей, если действовать по#nbsp;старой схеме. Разумеется, при помощи увеличения транспортной связности,#nbsp;— полноценного запуска коридора Север-Юг и#nbsp;морского маршрута до#nbsp;Владивостока или Мурманска,#nbsp;— возможно увеличить объем товарооборота, но#nbsp;это увеличение будет ограниченным. Это связано прежде всего с#nbsp;самим экономическим положением России и#nbsp;Индии в#nbsp;мировой системе разделения труда, и#nbsp;отсутствием товаров, в#nbsp;которых#nbsp;бы остро нуждалась другая сторона и#nbsp;в#nbsp;то#nbsp;же время не#nbsp;могла#nbsp;бы купить ее#nbsp;дешевле.

Проблемы индийско-российской торговли носят системный характер: диспропорция в#nbsp;торговле в#nbsp;пользу Индии существовала на#nbsp;всем протяжении советского периода, и#nbsp;вопрос ее#nbsp;ликвидации неизменно поднимался на#nbsp;переговорах. Торговля в#nbsp;таком виде могла развиваться только благодаря специфическому характеру советской плановой экономики; когда были введены рыночные механизмы, товарооборот ожидаемо рухнул. Одним из#nbsp;способов исправления ситуации могли#nbsp;бы стать кредиты и#nbsp;инвестиции, но#nbsp;возможность России инвестировать в#nbsp;Индию и#nbsp;vice versa ограничена: обе экономики являются развивающимися и#nbsp;нуждаются в#nbsp;денежных вливаниях. К#nbsp;тому#nbsp;же инвесторы зачастую слабо ориентируются на#nbsp;наших рынках, не#nbsp;знают правил игры, не#nbsp;разбираются в#nbsp;местной специфике. Разумеется, естественный рост товарооборота в#nbsp;процессе развития экономик, при повышении транспортной связности и#nbsp;упрощении правил инвестирования будет продолжаться, но#nbsp;если мы#nbsp;хотим вывести наши экономические отношения на#nbsp;уровень политических, нужно искать новые пути. На#nbsp;мой взгляд, возможности лежат в#nbsp;принципиально новой схеме сотрудничества, ориентированной на#nbsp;совместную деятельность на#nbsp;рынках третьих стран с#nbsp;возможным привлечением западного или китайского капитала. Речь идет прежде всего о#nbsp;странах Южной и#nbsp;Юго-Восточной Азии и#nbsp;Африки, где существует инфраструктура еще советского периода, которая нуждается в#nbsp;поддержании и#nbsp;усовершенствовании и#nbsp;где в#nbsp;принципе открывается большое поле для реализации инфраструктурных и#nbsp;энергетических проектов. У#nbsp;России и#nbsp;Индии уже есть успешный опыт такого сотрудничества (АЭС «Руппур», Бангладеш). Кроме того, полноценное сотрудничество такого рода должно осуществляться в#nbsp;передовых перспективных отраслях#nbsp;— таких как освоение космоса, исследование океана, цифровая экономика, производство новых видов вооружений (пример успешной кооперации в#nbsp;этой сфере#nbsp;— ракета BrahMos). Необходимо создавать совместные проекты, причем большая роль отводится государству, которое должно дать первоначальный толчок сотрудничеству и#nbsp;устранить бюрократические препятствия. Только таким образом Россия и#nbsp;Индия смогут справиться с#nbsp;экономическими вызовами будущего, добившись высокой степени роботизации экономики и#nbsp;повышения продуктивности.

Что касается Индии и#nbsp;Четырехстороннего диалога по#nbsp;вопросам безопасности (Quad). Не#nbsp;секрет,#nbsp;— отмечает А. Куприянов, что Quad как формат направлен против Китая, который, как подразумевается, создает угрозу безопасности в#nbsp;Индо-Тихоокеанском регионе. Для России как для страны, которая является стратегическим партнером как Индии, так и#nbsp;Китая, само сущестование Quad представляется нежелательным и#nbsp;опасным. С#nbsp;другой стороны, мы#nbsp;понимаем всю неоднозначность индийско-китайских отношений, вытекающую из#nbsp;их#nbsp;исторического опыта и#nbsp;из#nbsp;изменения ситуации в#nbsp;мире. Индия и#nbsp;Китай объективно соперничают друг с#nbsp;другом и#nbsp;не#nbsp;доверяют друг другу. Однако, как показывает исторический опыт, создание форматов, призванных изолировать крупных международных игроков, не#nbsp;приводит к#nbsp;позитивным результатам, способствует нарастанию напряженности в#nbsp;мире. Формирование альянса, призванного сдержать Китай, приведет лишь к#nbsp;тому, что входящие в#nbsp;этот альянс страны, в#nbsp;том числе Индия, станут заложниками интересов других держав. Сейчас Quad#nbsp;— неинституализированный формат без обязательств, и#nbsp;хочется надеяться, что у#nbsp;властей Индии хватит мудрости не#nbsp;превращать его в#nbsp;формальный союз, потому что Индии это принесет лишь вред. Основная проблема состоит в#nbsp;том, что с#nbsp;индийской точки зрения у#nbsp;Quad нет альтернатив: отсутствуют форматы регионального сотрудничества в#nbsp;сфере безопасности с#nbsp;участием России и#nbsp;Индии. В#nbsp;рамках БРИКС учения проводятся лишь в#nbsp;трехстороннем формате (Индия-ЮАР-Бразилия, Россия-КНР-ЮАР), морская компонента сотрудничества в#nbsp;рамках ШОС существенно уступает сухопутной. В#nbsp;качестве возможных решений можно предложить активизацию морского сотрудничества в#nbsp;формате ШОС или создание форматов с#nbsp;участием третьих стран (например, Вьетнама), не#nbsp;направленных против Китая. Это сотрудничество не#nbsp;обязательно должно подразумевать крупные военные учения, имеет смысл вместо этого сконцентрироваться на#nbsp;борьбе с#nbsp;пиратством, контрабандой, наркоторговлей, торговлей людьми; отрабатывать операции по#nbsp;оказанию помощи терпящим бедствие, обмен информацией. Спектр возможных направлений сотрудничества очень широк.

Затронул А. Куприянов и#nbsp;вопрос отношений Индии и#nbsp;КНР. Непосредственным раздражителем является неурегулированный пограничный вопрос; демаркация границы, о#nbsp;готовности провести которую уже заявила индийская сторона, существенно улучшит отношения между странами и#nbsp;снимет один из#nbsp;самых болезненных вопросов в#nbsp;двусторонних отношениях. Но#nbsp;в#nbsp;стратегическом смысле ключевыми являются меры по#nbsp;укреплению доверия, которого в#nbsp;отношениях Пекина и#nbsp;Нью-Дели явно не#nbsp;хватает. Россия, у#nbsp;которой у#nbsp;самой есть опыт преодоления негативного исторического наследия в#nbsp;отношениях с#nbsp;Китаем, могла#nbsp;бы сыграть важную роль, консультируя индийских и#nbsp;китайских экспертов и#nbsp;политиков, способствуя диалогу в#nbsp;трехсторонних форматах. Взаимная неверная трактовка шагов и#nbsp;намерений Индии и#nbsp;Китая в#nbsp;1962#nbsp;г.#nbsp;уже привела к#nbsp;войне, необходимо этого избежать. Объединение экспертных потенциалов России и#nbsp;Индии в#nbsp;данном случае могло#nbsp;бы принести пользу.

В#nbsp;дискуссии приняли участие:
  • Д.Б. Венкатеш Варма#nbsp;— Чрезвычайный и#nbsp;Полномочный Посол Республики Индия в#nbsp;Российской Федерации
  • Николай Кудашев#nbsp;— Чрезвычайный и#nbsp;Полномочный Посол Российской Федерации в#nbsp;Индии
  • Татьяна Шаумян#nbsp;— руководитель Отдела индийских исследований#nbsp;ИВ РАН
2020-06-11 15:29 2020