ПЧ-2020: третья сессия «Индия в фокусе интересов: Россия, США, Китай»
11 июня 2020 г. в информационном агентстве «Интерфакс» прошла онлайн-сессия «Примаковских чтений» на тему «Индия в фокусе интересов: Россия, США, Китай».
Спикеры:
Вячеслав Трубников, член дирекции ИМЭМО РАН, Чрезвычайный и Полномочный Посол Р Ф в Индии (2004−2009 гг.), генерал армии;
Нандан Унникришнан, почётный научный сотрудник фонда Observer Research Foundation, Нью-Дели;
Алексей Куприянов, старший научный сотрудник Отдела международно-политических проблем ИМЭМО РАН.
Модератор — Михаил Швыдкой, специальный представитель президента РФ по международному культурному сотрудничеству.
В своем вступительном слове А. Дынкин отметил, что на первых двух сессиях были затронуты глобальные проблемы. Деградация отношений США и Китая становится константой современных международных отношений. Этот вывод важен для сегодняшнего разговора об Индии. Индия сегодня является экономическим гигантом и занимает третье в мире место после США и Китая.
Индия — страна, у которой с Россией традиционно устойчивые отношения, у россиян сформирован очень положительный образ этой страны. К сожалению, в 90-х годах интерес к Индии у внешнеполитического руководства России был потерян. С приходом Е. М. Примакова в МИДе все стало вставать на свои места. Несмотря на это, в 90-е — начале 2000-х гг. индийский военный заказ помог справиться с нашими проблемами. Во время своего визита в Индию Е. М. Примаков выдвинул идею создания треугольника Россия-Индия-Китай, что не имело тогда своего воплощения, поскольку у Индии и Китая оставались нерешенными территориальные вопросы.
М. Швыдкой обратил внимание, что вчера законодатели США предложили новый пакет санкций против Ирана, Китая и России. В этих санкциях нет ни слова об Индии, как потенциальном противнике, что позволяет думать, что США рассматривают Индию как потенциального стратегического союзника. Руководство Индии придерживается политики — «сделано в Индии». Надо сказать, что индийская экономика очень привлекательна для инвестиций. В Индии работает около десяти тысяч иностранных компаний. Недооцененность Россией индийского потенциала существует и по сегодняшний день. Нужно подумать о том, что может дать Россия Индии. Мы не можем дать ни инвестиций, ни технологий, но есть нечто, что притягивает нас друг к другу.
В. Трубников считает, что рассматривать ситуацию в Индии нужно с учетом сложившейся обстановки и происходящих процессов в США и Европе. На фоне тревожных и разрушающих государства процессов, проходящих в этих странах, Индия консолидируется, проявляется как уверенное в себе государство, позиции которого достаточно прочны. Как пример, в борьбе с пандемией оно показало себя еще раз как консолидированное государство. После отмены 370-й статьи Конституции, которая закрепляла особый статус штата Джамму и Кашмир, в Индии появились две союзные территории, которые стали управляемы из Дели, что позволило достаточно уверенно их контролировать.
Во время пандемии Индия заботилась не только о своих гражданах, но и помогала нуждающимся во всем мире, заботясь при этом также о своем международном статусе. Страна столкнулась со многими сложностями во время пандемии: в апреле это был тайфун в Бенгальском заливе, было эвакуировано 2 млн граждан (были и жертвы, но многих удалось избежать); затем случилось другое несчастье — налет саранчи, что подорвало продовольственную ситуацию в стране; в мае на границе Индии и Китая в районе Ладакхе произошли серьезные стычки на границе между индийскими и китайскими пограничниками (в этом регионе практически нет границы). К этим непростым проблемам добавился и коронавирус. Надо отметить, что алгоритм борьбы с короновирусом в Индии схож с нами. Разница заключается в существенном различии количества населения. Но индийскому руководству удается с 25 марта сохранять местами карантин и идти по пути блокфазного смягчения этих мер, что дает положительные результаты. Пика пандемии Индия, по словам экспертов, достигнет к концу июля. Что осложнило ситуацию по пандемии, это — миграционная рабочая сила, возвращающаяся из мегаполисов в свои деревни. В борьбе с пандемией страна не одинока и стремится к международному сотрудничеству. Так как индийская фармацевтика всегда была на высоте, она оказала помощь 120 странам мира, за что получила благодарность от многих стран.
Что нам ожидать от Индии, что мы можем сделать для увеличения товарооборота, для изменения характера наших экономических отношений, а также в области мирного атома, энергетики и многих других областях? Главное, чем нужно заниматься нам — это работать над изменением существующей логистики передвижения товаров и людей. Надо оживлять такие регионы, как Север-Юг — транспортный коридор. Нужно совместно работать не только в военной авиации, но и в гражданской.
Что может способствовать развитию отношений — это двусторонний экономический форум (последний состоялся в июле 2019 г. в Дели). Значимость этого форума состоит еще в том, что Н. Моди предложил осуществлять сотрудничество на уровне регионов и это сотрудничество может открыть для двух стран новые перспективы.
Свое выступление Н. Унникришнан начал с оценки индийской элитой последних событий, происходящих в мире и внутри страны, при этом подчеркнув, что он не совсем согласен с некоторыми официальными постулатами. Первая тема, которая была затронута — это осложняющиеся отношения США с Китаем и влияние этого фактора на характер индо-российских отношений. В ближайшее время ситуация в двусторонних отношениях США с Китаем вряд ли улучшится, так как существуют серьезные поводы для соперничества. В то же время это не приведет к холодной войне, как это было в период американо-советского противостояния: Китай в целом не дотягивает до уровня СССР, хотя в некоторых сферах и обгоняет нынешнюю Россию. Как сложившаяся ситуация влияет на позицию Москвы? По мнению индийского коллеги, подход очевиден. В ближайшей перспективе отношения России с Западом, в первую очередь с США, вряд ли будут резко улучшаться. Хотя ситуация складывается и не столь пессимистичным образом, как думают многие индийцы. Что касается политики России на китайском направлении. Как представляется, Россия ни при каких условиях не станет «вассалом» Китая. Очевидно, российское руководство придерживается стратегии «не против Китая, но и не за Китай». В реальной политике это означает, что Москва не будет вмешиваться в конфликты КНР с другими странами, в том числе с США и Индией, и не предпринимать каких-либо действий против Китая.
Еще один вопрос, на котором остановился Н. Унникришнан, касается более сложной проблемы, а именно отношений Индии и Китая. С конца 50-х годов прошлого века эта проблема обострилась. В начале 60-х годов балансом в этих отношениях служила поддержка со стороны Советского Союза. Еще более позитивную роль в урегулировании этих отношений сыграл Договор о дружбе и сотрудничестве между СССР и Индией от 1971 г. Хотя диспуты относительно развития индо-китайских отношений остаются в повестке дня, ситуация на сегодняшний день даже ухудшилась. Но вряд ли, как и в случае отношений КНР и США, она перейдет в фазу горячей войны. Развивая тему отношений Индии с вышеупомянутыми странами, эксперт остановился на следующих моментах. В свете улучшения российско-китайских отношений в среде индийской элиты появились некоторые сомнения относительно позиции России. Поэтому Нью-Дели сделал заметный крен в сторону США: Вашингтон, по мнению руководства страны, является более надежным партнером в балансировке отношений Индии и Китая.
Возникает вопрос: станет ли Индия союзником США? Как полагает эксперт, если бы ситуация зависела от нынешней элиты, то, безусловно, да. Однако существует ряд причин, по которым реализовать это намерение будет трудно. И одна из главных — экономическая. Речь идет о развитии страны, необходимости поднять 400-миллионное население до неплохого уровня жизни при крайней недостаточности ресурсов — финансовых, технологических и пр. В решении этой задачи США вряд ли окажут существенную помощь. Такую поддержку мог бы оказать Китай, так как обладает избыточными ресурсами. В этих условиях, подчеркнул Нандан Унникришнан, Индии следует придерживаться, если не политики неприсоединения, то курса на балансирование между двумя странами. При этом все же уклоняться в направлении США.
Касаясь отношений России и Индии, стоит отметить, что, несмотря на сотрудничество в военно-технической сфере, участии обеих стран в других проектах, в целом экономическое взаимодействие остается на довольно низком уровне. Поэтому сегодня задача состоит в том, чтобы поднять этот уровень до уровня политических отношений. В нынешней ситуации перспективным может оказаться сотрудничество Индии и России в регионе Дальнего Востока. Здесь взаимовыгода для обеих стран очевидна. Индия может инвестировать и уже вложила в российскую экономику 1 млрд долл.; взаимный интерес может представлять также проект, связанный с международным транспортным коридором Север-Юг (правда, здесь надо учитывать фактор Ирана). Кроме того, Индия располагает избытком рабочей силы (не обязательно неквалифицированной), тогда как Россия испытывает ее недостаток. Такой успешный опыт использования миграционных ресурсов у Индии есть, в частности на Ближнем Востоке в районе Персидского залива.
А. Куприянов предположил, что вряд ли удастся в ближайшее время достичь прорыва в развитии экономических связей, если действовать по старой схеме. Разумеется, при помощи увеличения транспортной связности, — полноценного запуска коридора Север-Юг и морского маршрута до Владивостока или Мурманска, — возможно увеличить объем товарооборота, но это увеличение будет ограниченным. Это связано прежде всего с самим экономическим положением России и Индии в мировой системе разделения труда, и отсутствием товаров, в которых бы остро нуждалась другая сторона и в то же время не могла бы купить ее дешевле.
Проблемы индийско-российской торговли носят системный характер: диспропорция в торговле в пользу Индии существовала на всем протяжении советского периода, и вопрос ее ликвидации неизменно поднимался на переговорах. Торговля в таком виде могла развиваться только благодаря специфическому характеру советской плановой экономики; когда были введены рыночные механизмы, товарооборот ожидаемо рухнул. Одним из способов исправления ситуации могли бы стать кредиты и инвестиции, но возможность России инвестировать в Индию и vice versa ограничена: обе экономики являются развивающимися и нуждаются в денежных вливаниях. К тому же инвесторы зачастую слабо ориентируются на наших рынках, не знают правил игры, не разбираются в местной специфике. Разумеется, естественный рост товарооборота в процессе развития экономик, при повышении транспортной связности и упрощении правил инвестирования будет продолжаться, но если мы хотим вывести наши экономические отношения на уровень политических, нужно искать новые пути. На мой взгляд, возможности лежат в принципиально новой схеме сотрудничества, ориентированной на совместную деятельность на рынках третьих стран с возможным привлечением западного или китайского капитала. Речь идет прежде всего о странах Южной и Юго-Восточной Азии и Африки, где существует инфраструктура еще советского периода, которая нуждается в поддержании и усовершенствовании и где в принципе открывается большое поле для реализации инфраструктурных и энергетических проектов. У России и Индии уже есть успешный опыт такого сотрудничества (АЭС «Руппур», Бангладеш). Кроме того, полноценное сотрудничество такого рода должно осуществляться в передовых перспективных отраслях — таких как освоение космоса, исследование океана, цифровая экономика, производство новых видов вооружений (пример успешной кооперации в этой сфере — ракета BrahMos). Необходимо создавать совместные проекты, причем большая роль отводится государству, которое должно дать первоначальный толчок сотрудничеству и устранить бюрократические препятствия. Только таким образом Россия и Индия смогут справиться с экономическими вызовами будущего, добившись высокой степени роботизации экономики и повышения продуктивности.
Что касается Индии и Четырехстороннего диалога по вопросам безопасности (Quad). Не секрет, — отмечает А. Куприянов, что Quad как формат направлен против Китая, который, как подразумевается, создает угрозу безопасности в Индо-Тихоокеанском регионе. Для России как для страны, которая является стратегическим партнером как Индии, так и Китая, само сущестование Quad представляется нежелательным и опасным. С другой стороны, мы понимаем всю неоднозначность индийско-китайских отношений, вытекающую из их исторического опыта и из изменения ситуации в мире. Индия и Китай объективно соперничают друг с другом и не доверяют друг другу. Однако, как показывает исторический опыт, создание форматов, призванных изолировать крупных международных игроков, не приводит к позитивным результатам, способствует нарастанию напряженности в мире. Формирование альянса, призванного сдержать Китай, приведет лишь к тому, что входящие в этот альянс страны, в том числе Индия, станут заложниками интересов других держав. Сейчас Quad — неинституализированный формат без обязательств, и хочется надеяться, что у властей Индии хватит мудрости не превращать его в формальный союз, потому что Индии это принесет лишь вред. Основная проблема состоит в том, что с индийской точки зрения у Quad нет альтернатив: отсутствуют форматы регионального сотрудничества в сфере безопасности с участием России и Индии. В рамках БРИКС учения проводятся лишь в трехстороннем формате (Индия-ЮАР-Бразилия, Россия-КНР-ЮАР), морская компонента сотрудничества в рамках ШОС существенно уступает сухопутной. В качестве возможных решений можно предложить активизацию морского сотрудничества в формате ШОС или создание форматов с участием третьих стран (например, Вьетнама), не направленных против Китая. Это сотрудничество не обязательно должно подразумевать крупные военные учения, имеет смысл вместо этого сконцентрироваться на борьбе с пиратством, контрабандой, наркоторговлей, торговлей людьми; отрабатывать операции по оказанию помощи терпящим бедствие, обмен информацией. Спектр возможных направлений сотрудничества очень широк.
Затронул А. Куприянов и вопрос отношений Индии и КНР. Непосредственным раздражителем является неурегулированный пограничный вопрос; демаркация границы, о готовности провести которую уже заявила индийская сторона, существенно улучшит отношения между странами и снимет один из самых болезненных вопросов в двусторонних отношениях. Но в стратегическом смысле ключевыми являются меры по укреплению доверия, которого в отношениях Пекина и Нью-Дели явно не хватает. Россия, у которой у самой есть опыт преодоления негативного исторического наследия в отношениях с Китаем, могла бы сыграть важную роль, консультируя индийских и китайских экспертов и политиков, способствуя диалогу в трехсторонних форматах. Взаимная неверная трактовка шагов и намерений Индии и Китая в 1962 г. уже привела к войне, необходимо этого избежать. Объединение экспертных потенциалов России и Индии в данном случае могло бы принести пользу.
В дискуссии приняли участие:
Д.Б. Венкатеш Варма — Чрезвычайный и Полномочный Посол Республики Индия в Российской Федерации
Николай Кудашев — Чрезвычайный и Полномочный Посол Российской Федерации в Индии
Татьяна Шаумян — руководитель Отдела индийских исследований ИВ РАН