Новости

ПЧ-2021: Сессия 8 «Российско-американские отношения. Есть ли шанс снижения напряженности?»

В своем выступлении Сергей Алексеевич РЯБКОВ, заместитель Министра иностранных дел Российской Федерации, напомнил, что через неделю в Женеве состоится встреча президентов России и США.
Есть надежда, что эта встреча принесет ответы на многие вопросы. Удастся ли обеспечить тренд на нормализацию? Мы призываем администрацию Байдена активно подключиться к решению этой задачи.
Динамика современных международных отношений намного выше, чем раньше. В той системе координат, в которой мы работали многие годы, больше работать не получится. Не теряя времени, необходимо приложить максимальные усилия к фокусированной работе над новой конфигурацией в сфере контроля над вооружениями.
Томас ГРЭМ, главный научный сотрудник Совета по международным отношениям, подчеркнул, что для администрации Байдена Китай – это главный соперник. США никогда не сталкивались со столь масштабным вызовом. Китай конкурирует с США во всех отношениях. В Вашингтоне много говорят о «стратегической перенастройке» отношений России и Китая. Мы не считаем, что такие отношения РФ и КНР продлятся долго. Тем не менее, через взаимодействие с Китаем Россия смогла привлечь дополнительное внимание США. На встрече с Путиным Байден будет представлять не только США, но и весь Запад.
Главная задача США по итогам этой встречи – сформировать предсказуемые отношения с Россией. Российско-американский диалог необходимо встроить в более широкий контекст, найти те области, в которых можно обеспечить устойчивое развитие двусторонних отношений. Хотя ключевым вопросом остается стратегическая стабильность, одной ее недостаточно. Как определить успешность саммита?
Если будет налажен устойчивый диалог, то это уже будет успех. Нужны дополнительные каналы взаимодействия: по линии внешнеполитических и военных ведомств, экспертного сообщества. Необходимы не только двусторонние, но и трех- и многосторонние форматы с участием, например, Индии и Китая. И, конечно, необходимо наладить дипломатическое российско-американское взаимодействие, чтобы послы вернулись в посольства в Москве и Вашингтоне.
Сергей Михайлович РОГОВ, научный руководитель Института США и Канады РАН, заявил, что США и Россия находятся в состоянии холодной войны, перспективы прекращения которой пока не наблюдается. В чем-то она схожа с предыдущей, в чем-то отлична от нее. Возможно, она продлится годы или даже десятилетия. Это подразумевает продолжение геополитического соперничества, политики экономических санкций, воспроизводства негативного образа США в России и России в США.
Касательно предстоящей встречи Путина и Байдена можно выразить осторожную надежду на снижение напряженности в военной сфере. К сожалению, мы скатились к новой гонке вооружений, которая ведется почти без правил. Нет и нормального дипломатического диалога. В то же время США не хотят допустить формирования направленного против них российско-китайского военного союза. Об этом говорит тот факт, что администрация Байдена стала вновь использовать термин «стратегическая стабильность», которого избегал Трамп. Президенты могут обсудить круг вопросов, по которым следует начать диалог. Во-первых, это вопрос ядерного оружия, и не только стратегического, но и тактического. Во-вторых, ракеты средней дальности. Пока США не отвечают на предложение Путина о моратории на развертывание новых ракет средней дальности в Европе.
Поражает, что многие европейские эксперты не в курсе сути предложений российского президента, которые предполагают взаимные инспекции. Тревожит то, что в западном экспертном сообществе многие предлагают обсудить предложение о неразвертывании российских ядерных ракет в Европе, при этом американские ракеты могут быть развернуты, например, в Прибалтике, что нивелирует эффективность российских систем о раннем ракетном нападении. Малое подлетное время в 3-4 минуты может спровоцировать более опасную ситуацию, чем Карибский ракетный кризис 1962 г. Очень бы хотелось, чтобы западные эксперты и администрация Байдена поняли это. Еще одна проблема – это ракеты средней дальности в Азии. Появляется возможность начать трехсторонние переговоры с участием России, Китая и США. К ним могут присоединиться Индия и даже Пакистан. Это вряд ли завершится юридически обязывающим соглашением, но какие-то правила соперничества будут установлены. В целом этот саммит будет ближе к саммиту Никсон-Брежнев 1972 г., который не сразу, но привел к установлению правил соперничества. Внутриполитическая ситуация в США непредсказуема. Если Байден внесет на ратификацию договор, который предусматривает контроль над всеми видами ядерного оружия, это будет выглядеть как победа американской дипломатии. И Сенат США может одобрить. Однако президент США может обходить процедуру ратификации путем подписания иных документов. У президента США есть набор инструментов для того, чтобы не было потребности в ратификации (исполнительное соглашение, параллельные политические обязательства).
Майкл КОФМАН, ведущий научный сотрудник Центра военно-морского анализа в Арлингтоне, сказал, что его ожидания от предстоящего саммита невысокие. Россия не занимает приоритетное место в повестке Байдена.
Вашингтон считает, что компромисс с Россией не просматривается, и не стоит уделять ей много внимания. В среднесрочной перспективе прорыва не ожидается. США рассматривают Россию как увядающую державу, а Китай как державу возвышающуюся.
Европа также утратила прежнюю значимость для США, основной фокус – это Китай. Какие вопросы могут обсудить Путин и Байден? Кибербезопасность, космос, новые типы обычных и ядерных вооружений. Все эти вопросы – элементы стратегической стабильности. Для нормализации российско-американских отношений необходимо сделать три шага: 1. Наладить дипломатическое взаимодействие; 2. Уходить от военной конфронтации и определить круг вопросов, по которым возможен диалог; 3. Элиты должны понимать, что не следует ожидать скорой разрядки отношений, однако можно предпринять определенные шаги, чтобы не допустить их дальнейшего ухудшения.
Александр КУЛИ, профессор политологии в Барнард-колледже Колумбийского университета отметил, что мы погрязли в целом ряде ловушек и стереотипов – например, что США и Россия близятся к упадку. Или что все попытки перезагрузить российско-американские отношения обречены на провал. Это происходит потому, что уничтожено взаимное доверие. Его необходимо восстанавливать с нуля – начать с относительно легких вопросов и постепенно расширять их круг.
Большая проблема – продвижение демократии. Для США – это магистральная линия, для России – источник нестабильности. У России и США разное понимание того, кто устанавливает международные правила, определяет международный порядок. По данным Института Гэллапа, 77 % американцев имеют неблагоприятное мнение о России. В России тоже очень отрицательное мнение о США.
Что мы можем сделать? Нужно признавать разность приоритетов и начать принимать позиции друг друга. Дело не в «химии» и конкретных персонах. Следует различать интересы и вмешательство, четко обозначить красные линии. Существует и соревнование разных наборов ценностей. Нам не следует избегать разговоров по внутриполитическим вопросам США и России. Также необходим диалог России и США по Китаю. Следует активизировать контакты по лини экспертного сообщества. России и США необходима эмпатия.
Виктория Юрьевна ЖУРАВЛЕВА, руководитель Центра североамериканских исследований ИМЭМО РАН, подчеркнула, что стратегическая стабильность – это хорошо и важно, но этого недостаточно. Суть проблемы в том, что между Россией и США нет отношений, а есть только взаимодействие. Отношения подразумевают наличие человеческого измерения. Если говорить образно, то российско-американское взаимодействие – это перевернутая пирамида, в нижней части которой – почти незаметный человек, а наверху – государства, которые конфликтуют.
Таким образом, сегодня мы наблюдаем дегуманизацию российско-американского взаимодействия – мы перестаем воспринимать друг друга как людей. Россия в США стала врагом номер один за последние пять-семь лет, обогнав и Северную Корею, и Китай. Большинство россиян также воспринимают США как главного врага. А без человеческого уровня отношения государств не могут быть устойчивыми. Конфликт на межгосударственном уровне еще и снижает возможности для человеческих контактов (визы, программы научных и студенческих обменов). Надежду дает взаимодействие на уровне бизнеса – средним между уровнем человека и уровнем государства. Бизнес продолжает взаимодействие на минимальном уровне.
За семь лет кризиса не произошло падения российско-американского товарооборота. То же самое происходит с пассажиропотоком, который невелик – 400 тыс. человек в обе стороны – но является постоянным на протяжении многих лет (кроме 2020 г. вследствие пандемии). И большая часть этого потока – это бизнес. Это дает надежду, что могут быть выстроены и активные отношения между людьми. И в межгосударственную повестку необходимо внести вопрос о контактах между людьми – на уровне культурных обменов, экспертного сообщества. Вопросы экологии и защиты окружающей среды для России и США могут стать базой для налаживания сотрудничества. Обе страны занимают схожие позиции по вопросам углеродного следа по сравнению с ЕС. Еще одна тема – ядерная энергетика. В этой сфере есть пространство для взаимодействия всех трех уровней – государства, бизнеса, экспертов. Главное, что необходимо и от США, и от России – это создание правительствами условий для регуманизации, создания широких контактов и связей на уровне людей.
Франко ФРАТТИНИ, президент Итальянского общества международных организаций (SIOI), полагает, что возможность для восстановления отношений между США и Россией существует. Мы хорошо помню подписание множества знаковых документов, например, создание Совета Россия-НАТО. И мы помним сложные времена – кризис в Грузии в 2008 г. Но какова ситуация сейчас? Сегодня Европа важна для новой американской администрации более, чем когда-либо. Хотя приоритет номер один для США – Китай. Байден понимает, что Европа меняется. Она больше не хочет просто двигаться в фарватере США, как это было в период президентства Обамы, когда мы слепо следовали стратегии США, вводя санкции.
ЕС необходимо укрепить свои возможности, быть автономным игроком. Мы в Италии всегда были против автоматического продления санкций. И действительно, санкции не привели к каким-либо результатам, Россия успешно справилась с ними. Байден понимает, что кроме прав человека и демократии США ничем не могут удержать Европу в рамках общей атлантической санкционной политики в отношении России. Италия рассматривает Россию как стабилизирующий фактор в Ливии, наряду с Турцией. Для этого необходимо тесно работать с Россией – без нее невозможна стабильность на Ближнем Востоке. Россия играет ключевую роль в Сирии, активно влияет на ситуацию с ядерной программой Ирана. Восстановление крепких стабильных отношений между Россией и США было бы не подарком Байдена Путину, а отвечало бы интересам всего Запада. Если США не хотят военного усиления Китая, то Байдену не стоит подталкивать Россию к дальнейшему сближению с Китаем.
Полагаю, что сближение России и Китая будет иметь негативные последствия как для России, так и для Запада. Что можно считать успехом на саммите Путин-Байден в Женеве? Думаю, это установление рамок. Это позволит восстановить нормальное дипломатическое взаимодействие. Нам нужны три предварительные условия: 1. Преодолеть взаимное недоверие и перестать воспринимать Россию как дестабилизирующую страну; 2. Выработать общую позицию ЕС и США по Китаю. При этом необходимо учитывать мнение в том числе средних и малых европейских стран; 3. Европе необходимо уметь проявлять лидерство в важнейших международных вопросах, в том числе играть роль «моста» между Россией и США.
2021