Новости

ПЧ-2023: Выступление Министра иностранных дел Российской Федерации Сергея Лаврова

Уважаемый Александр Александрович,

Уважаемые коллеги,

Ваши Превосходительства,

Вижу много друзей в#nbsp;этом зале. Традиция сохраняется. «Примаковские чтения» с#nbsp;каждым годом обретают всё большую популярность. В#nbsp;этом проявляется память нашему учителю#nbsp;— Е.М.Примакову и#nbsp;активная работа ИМЭМО им.#nbsp;Е.М.Примакова по#nbsp;увековечиванию его наследия, по#nbsp;развитию принципов, продвигаемых им#nbsp;в#nbsp;международных отношениях и#nbsp;которые в#nbsp;настоящее время как никогда востребованы.
Сегодня нужна совместная интеллектуальная работа. Помним, что именно Е.#nbsp;М.#nbsp;Примаков положил начало ситуационным анализам, которые пользовались большой популярностью у#nbsp;представителей науки, у#nbsp;неправительственных организаций. В#nbsp;их#nbsp;ходе действительно вырабатывались многие предложения, воплотившиеся затем в#nbsp;нашу практическую дипломатию.

В#nbsp;мире события сегодня динамично развиваются. Сказать так#nbsp;— ничего не#nbsp;сказать. Многие некогда «константы международных отношений» проходят проверку на#nbsp;прочность, на#nbsp;соответствие новым реалиям. Среди них#nbsp;— магистральные тенденции формирования многополярного миропорядка. Процесс комплексный и#nbsp;всеохватный. Он#nbsp;начался не#nbsp;вчера и#nbsp;займет значительное (даже по#nbsp;историческим меркам) время. Контуры полицентричной архитектуры уже обозначились.

Не#nbsp;раз говорили о#nbsp;новых центрах мирового развития прежде всего в#nbsp;Азии, Евразии, о#nbsp;росте самостоятельности и#nbsp;самосознания многих развивающихся стран, об#nbsp;их#nbsp;отказе от#nbsp;слепого следования бывшим колониальным метрополиям, которые постепенно, но#nbsp;объективно, утрачивают свою силу, а#nbsp;вместе с#nbsp;ней и#nbsp;влияние. Всё то, о#nbsp;чем прозорливо писал и#nbsp;говорил много лет назад Е.#nbsp;М.#nbsp;Примаков, на#nbsp;наших глазах становится явью.

Многополярные системы, если делать экскурс в#nbsp;историю,#nbsp;— явление не#nbsp;новое. В#nbsp;той или иной форме они существовали и#nbsp;ранее#nbsp;— например, в#nbsp;эпоху «концерта европейских держав» 19-го века или между двумя мировыми войнами 20-го века. Понятно, что тогда независимых игроков на#nbsp;свете было не#nbsp;так много, как сейчас. Поэтому то, что можно считать зачатками многополярности, формировалось в#nbsp;гораздо более узком кругу нежели число суверенных государств сегодня. По#nbsp;итогам Великой Победы отцами-основателями был заложен фундамент многополярности. В#nbsp;состав постоянных членов СБ#nbsp;ООН вошли пять наиболее могущественных держав. Это воплощало собой сложившийся к#nbsp;1945#nbsp;г.#nbsp;мировой баланс сил и#nbsp;интересов. В Уставе ООН помимо особого места «пятёрки» заложены принципы равноправия всех без исключения больших и#nbsp;малых государств независимо от#nbsp;особенностей и#nbsp;специфики, истории их#nbsp;развития. Сегодня это является самым главным принципом, вокруг которого будет выстраиваться универсальная многополярность. ООН выполнила свою главную роль#nbsp;— не#nbsp;допустила новой мировой войны, но#nbsp;благородному замыслу всеобщего сотрудничества, равноправия, благоденствия не#nbsp;суждено было сбыться. Логика «холодной войны» быстро подтолкнула мир к#nbsp;размежеванию на#nbsp;противостоящие лагеря и#nbsp;их#nbsp;борьбе друг с#nbsp;другом.

Принципиальное отличие нынешнего «издания» многополярности в#nbsp;том, что она имеет шанс обрести действительно планетарный масштаб, опираясь на#nbsp;базовый принцип Устава ООН о#nbsp;суверенном равенстве государств. Раньше всемирно значимые решения принимались небольшой группой государств с#nbsp;преобладающим по#nbsp;понятным причинам голосом западного сообщества. Сегодня на#nbsp;авансцену мировой политики вышли новые игроки, представляющие Глобальный Юг#nbsp;и#nbsp;Восток. Их#nbsp;число растёт. Мы#nbsp;их#nbsp;оправдано называем Мировым большинством. Они не#nbsp;на#nbsp;словах, а#nbsp;на#nbsp;деле укрепляют свою суверенность в#nbsp;решении злободневных вопросов, демонстрируют самостоятельность, ставят во#nbsp;главу угла свои национальные интересы, а#nbsp;не#nbsp;чьи-то прихоти. Для иллюстрации приведу высказывание моего индийского коллеги, Министра иностранных дел С. Джайшанкара о#nbsp;том, что мир#nbsp;— это гораздо больше, чем Европа. Понятно, что смысл этого высказывания в#nbsp;том, что мир гораздо больше, чем Запад. Россия последовательно выступает за#nbsp;демократизацию межгосударственного общения, за#nbsp;более справедливое распределение всемирных благ.

Не#nbsp;стоит далеко ходить за#nbsp;примерами того, как многополярность проявляет себя сегодня особенно в#nbsp;контексте региональных кризисов. Она побуждает страны различных регионов проявлять солидарность. Нынешняя вспышка палестино-израильского конфликта стала катализатором такой солидарности, сплочённых действий арабо-мусульманского мира. Делегация ЛАГ и#nbsp;ОИС на#nbsp;уровне министров иностранных дел буквально на#nbsp;прошлой неделе, 21#nbsp;ноября с.г., посетила столицы пяти постоянных членов#nbsp;СБ ООН, в#nbsp;том числе и Москву. На#nbsp;нашей встрече подтвердили необходимость скорейшего и#nbsp;справедливого урегулированию на#nbsp;основе концепции двух государств. Это было главным сигналом, который эта единая делегация Лиги Арабских Государств и#nbsp;Организация Исламского Сотрудничества направила в#nbsp;столицы «пятёрки» и#nbsp;в#nbsp;другие столицы государств-членов ООН. В#nbsp;целом, на#nbsp;Ближнем Востоке, как и#nbsp;в#nbsp;Африке, в#nbsp;Закавказье, в#nbsp;Центральной Азии и#nbsp;Евразии все больше укореняется консенсус в#nbsp;пользу формулы: «региональным проблемам#nbsp;— региональные решения». От#nbsp;внешних игроков ждут оказания странам соответствующих регионов всяческого содействия, а#nbsp;не#nbsp;навязывания рецептов извне. Если кто-то хочет быть полезным, то#nbsp;нужно поддерживать те#nbsp;подходы, которые вырабатываются в#nbsp;регионе, где соответствующие страны гораздо лучше, чем из-за океана видят пути преодоления тех или иных противоречий.

Повторю ещё раз: геополитические амбиции новых мировых игроков подкреплены их#nbsp;экономическими возможностями. Как отметил Президент Российской Федерации В.#nbsp;В.#nbsp;Путин на#nbsp;внеочередном саммите «Группы двадцати» 22#nbsp;ноября с.г., «Значительная доля мировой инвестиционной, торговой и#nbsp;потребительской активности смещается в#nbsp;азиатские, африканские и#nbsp;латиноамериканские регионы, где проживает большая часть населения планеты». Начиная с#nbsp;2014#nbsp;г.#nbsp;первой экономикой мира#nbsp;— по#nbsp;паритету покупательной способности#nbsp;— является Китай. Совокупный ВВП стран БРИКС, также по#nbsp;ППС, с#nbsp;прошлого года превышает аналогичный показатель «семерки». А#nbsp;с#nbsp;пополнением в#nbsp;рядах БРИКС и#nbsp;с#nbsp;приходом туда новых членов, которые станут полноправно участвовать в#nbsp;работе этого объединения с#nbsp;1#nbsp;января 2024#nbsp;г.,#nbsp;— это преимущество над «семеркой» существенно возрастет.

Россия по#nbsp;итогам 2022#nbsp;г., вопреки санкциям (может быть и#nbsp;благодаря им) по#nbsp;тому#nbsp;же показателю ППС поднялась на#nbsp;пятое место в#nbsp;мире, опередив Германию.

То, что мир становится другим, видно на#nbsp;примере многосторонней дипломатии. Среди наиболее ярких свидетельств#nbsp;— сотрудничество по#nbsp;линии БРИКС. В#nbsp;его рамках страны, представляющие различные цивилизации, религии, макрорегионы, эффективно развивают связи в#nbsp;самых различных областях#nbsp;— от#nbsp;политики и#nbsp;безопасности до#nbsp;экономики, финансов, здравоохранения, спорта и#nbsp;культуры. Делается это на#nbsp;принципах равенства, взаимного уважения, формирования баланса интересов через консенсус. Никто никому ничего не#nbsp;навязывает, никто никого не#nbsp;шантажирует, не#nbsp;ставит перед выбором: «либо мы, либо они», «либо с#nbsp;нами, либо против нас». Неудивительно, что с#nbsp;БРИКС хотят сблизиться десятки государств. Саммит в Йоханнесбурге сделал первый шаг на#nbsp;этом пути. Практически удваивается количество стран в#nbsp;БРИКС. Ещё пару десятков государств обратились с#nbsp;аналогичными просьбами или хотят установить специальные, привилегированные отношения с#nbsp;этой структурой. В#nbsp;будущем году Россия будет председательствовать в#nbsp;объединении, которое уже будет не#nbsp;«пятёркой». Сделаем всё, чтобы БРИКС укрепила свои позиции на#nbsp;международной арене и#nbsp;продолжала играть всё более весомую роль в#nbsp;формировании справедливого мироустройства.

Укрепляются позиции членов БРИКС и#nbsp;их#nbsp;единомышленников в#nbsp;«Группе двадцати». Последние саммиты этой группы подтвердили решимость стран мирового большинства не#nbsp;позволить Западу превратить этот форум рассмотрения глобальных финансовых и#nbsp;экономических проблем в#nbsp;инструмент продвижения узкокорыстных геополитических замыслов США и#nbsp;их#nbsp;союзников. Это стремились сделать Вашингтон, Брюссель и#nbsp;другие западные столицы на#nbsp;предыдущем саммите «Двадцатки», пытаясь целиком украинизировать его повестку. То#nbsp;же#nbsp;самое они хотели проделать и#nbsp;на#nbsp;саммите «Группы двадцати» в#nbsp;Индии. Это не#nbsp;удалось. Саммит сконцентрировался на#nbsp;вопросах, ради решений которых изначально «двадцатка» и#nbsp;создавалась: вопросы мировой экономики и#nbsp;финансов, ставшие доминирующими в#nbsp;принятых решениях.

В#nbsp;пользу становления многополярности работает и ШОС. Она призвана сыграть цементирующую роль в#nbsp;формировании Большого Евразийского партнерства, нацеленного на#nbsp;гармонизацию различных интеграционных проектов на#nbsp;континенте и#nbsp;открытого для всех расположенных здесь на#nbsp;нашем общем континенте государств и#nbsp;организаций, включая ЕАЭС, АСЕАН и#nbsp;других. Эта философия была выдвинута Президентом В.#nbsp;В.#nbsp;Путиным в#nbsp;2015#nbsp;г.#nbsp;на первом саммите Россия-АСЕАН. Она пользуется все более широким признанием. В#nbsp;ШОС, как и#nbsp;в#nbsp;БРИКС, есть тоже целая «очередь» стран, желающих либо стать полноправными членами, либо получить статус наблюдателя или партнёра.

Западные политики (пусть и#nbsp;нехотя) начинают эту новую реальность признавать и#nbsp;осознавать, что однополярность канула в#nbsp;лету. Недавно Президент Франции Э. Макрон, выступая на#nbsp;ежегодном совещании французских послов в#nbsp;конце августа с.г. сказал, что геополитический расклад сил меняется не#nbsp;в#nbsp;пользу Запада. Причём он#nbsp;это преподнёс как опасность. То#nbsp;есть, расширение агрессивного блока НАТО#nbsp;— это «хорошо», а#nbsp;расширение мирного объединения БРИКС#nbsp;— «угроза». Понятно, что такой менталитет сидит глубоко. От#nbsp;этих инстинктов за#nbsp;одну ночь, в#nbsp;одночасье, не#nbsp;избавишься. Видим, что Запад всеми силами пытается удержать остатки своего доминирования, прибегая при этом к#nbsp;откровенно неоколониальным методам, вызывающим отторжение Мирового большинства. Цель Запада проста и#nbsp;одновременно цинична#nbsp;— продолжать снимать сливки с#nbsp;глобальной политики, экономики и#nbsp;торговли, обеспечивать собственное благополучие за#nbsp;счет других. Россия, как и#nbsp;подавляющее большинство других стран не#nbsp;готова и#nbsp;не#nbsp;будет мириться с#nbsp;подобными замыслами.

В#nbsp;своих целях США и#nbsp;их#nbsp;европейские союзники используют широкий набор инструментов геополитической «инженерии». Среди них#nbsp;— провоцирование конфликтов (мы#nbsp;это видим по#nbsp;всему периметру российских границ), проведение информационно-психологических операций, развязывание торговых и#nbsp;экономических войн. Руками западников заблокирована деятельность Всемирной Торговой Организации, прежде всего его органов по#nbsp;урегулированию споров. Разрушены такие фундаментальные правовые основы мирохозяйственных связей, как свободная конкуренция и#nbsp;неприкосновенность собственности. Доллар давно уже используется как оружие, экономическая взаимозависимость вепонизируется (англицизм, который становится понятным).

Деструктивные действия западного меньшинства имеют эффект, который по#nbsp;большому счёту является обратным задуманному, поскольку стимулирует построение в#nbsp;пользу укрепления многополярных начал международной жизни. Растет понимание, что никто не#nbsp;застрахован от#nbsp;агрессивных действий Вашингтона и#nbsp;Брюсселя.

Не#nbsp;только Россия, но#nbsp;и#nbsp;многие другие государства последовательно снижают зависимость от#nbsp;западных валют, переходят на#nbsp;альтернативные механизмы при осуществлении внешнеэкономических расчетов, работают над формированием новых международных транспортных коридоров и#nbsp;производственно-сбытовых цепочек.

Неравновесная и#nbsp;несправедливая модель глобализации, при которой «золотой миллиард» получал основные блага, уходит в#nbsp;прошлое. Практические задачи демократизации мирового экономического порядка будут рассматриваться участниками Форума сторонников борьбы с#nbsp;современными формами неоколониализма. Его готовит партия «Единая Россия». Он#nbsp;запланирован на#nbsp;начало 2024#nbsp;г.

Это лишь одна из#nbsp;инициатив, которую наша страна будет продвигать в#nbsp;развитие положений Концепции внешней политики Российской Федерации, существенно обновленной в#nbsp;марте этого года с#nbsp;учетом изменившихся геополитических реалий. Формирующаяся полицентричная архитектура должна быть инклюзивной, носить «кооперативный», а#nbsp;не#nbsp;антагонистический характер. Она должна страховать от#nbsp;опасного противостояния мировых центров, «выяснения отношений» между ними.

В#nbsp;общих интересах#nbsp;— попытаться создать глобальный «концепт», опирающийся на#nbsp;общепризнанные принципы и#nbsp;нормы международного права, уважающий культурно-цивилизационное многообразие современного мира и#nbsp;право народов самим определять пути своего развития.

Эту работу не#nbsp;нужно вести «с#nbsp;чистого листа». Фундамент для справедливого и#nbsp;устойчивого мира есть, и#nbsp;это Устав Организации Объединенных Наций. Его положения следует выполнять не#nbsp;выборочно, как это делают наши коллеги на#nbsp;Западе, пытаясь выдёргивать из#nbsp;принципов Устава то, что им#nbsp;выгодно на#nbsp;данный конкретный момент, а#nbsp;их#nbsp;надо использовать во#nbsp;всей их#nbsp;полноте и#nbsp;взаимосвязи. Разумеется, необходимо аккуратно адаптировать всемирную Организацию к#nbsp;современным реалиям. В#nbsp;первую очередь, это касается реформы Совета Безопасности. Важно устранить историческую несправедливость, проявившаяся после завершения процесса деколонизации и#nbsp;появления многих десятков новых молодых и#nbsp;современных государств. Эти реалии надо отразить в#nbsp;численном составе#nbsp;СБ ООН. Понятно, что новые члены могут быть только от#nbsp;развивающихся регионов Азии, Африки и#nbsp;Латинской Америки. Они должны пользоваться авторитетом в#nbsp;своих частях мира и#nbsp;в#nbsp;таких организациях глобального охвата, как Движение неприсоединения, «Группа 77».

Значимым подспорьем многополярности становятся международные структуры нового типа, где все вопросы решаются на#nbsp;основе баланса интересов и#nbsp;консенсуса. Помимо упомянутых мною БРИКС и#nbsp;ШОС, ЕАЭС, это и ОДКБ, СНГ, а#nbsp;также АСЕАН, Африканский Союз и#nbsp;СЕЛАК, ССАГПЗ, ЛАГ и#nbsp;ОИС.

К#nbsp;сожалению, не#nbsp;могу с#nbsp;оптимизмом рассматривать судьбу объединений, где верховодят США и#nbsp;их#nbsp;союзники: НАТО, ЕС, «Группа 77», а#nbsp;теперь ещё и Совет Европы и ОБСЕ. Последние две организации изначально задумывались как площадки для широкого взаимоуважительного общеевропейского диалога. В#nbsp;итоге их#nbsp;навязчиво превращают в#nbsp;придатки Евросоюза и#nbsp;НАТО, в#nbsp;сугубо маргинальные структуры, которые Запад пытается (в#nbsp;худшем виде этого слова) использовать в#nbsp;интересах своей эгоистической политики.

ОБСЕ ещё можно попытаться спасти, но#nbsp;буду откровенен#nbsp;— шансы невелики.

В#nbsp;своем выступлении на#nbsp;ежегодном заседании Валдайского клуба 5#nbsp;октября с.г. Президент В.#nbsp;В.#nbsp;Путин назвал ключевые принципы, на#nbsp;которые должен опираться более справедливый и#nbsp;демократичный миропорядок. Это открытость и#nbsp;взаимосвязанность мира#nbsp;— без барьеров на#nbsp;пути общения; уважение многообразия как фундамента для совместного развития; максимальная представительность в#nbsp;структурах глобального управления; всеобщая безопасность на#nbsp;основе баланса интересов; справедливый доступ к#nbsp;благам развития; равноправие для всех, отказ от#nbsp;диктата богатых или сильных. У#nbsp;меня нет сомнений, что эти подходы близки и#nbsp;понятны любому здравомыслящему человеку, занимающемуся или интересующемуся международной проблематикой.

Исходя из#nbsp;такого понимания многополярности, будем продолжать бороться за#nbsp;правду и#nbsp;справедливость, за#nbsp;то, чтобы голос всех стран принимался во#nbsp;внимание#nbsp;— вне зависимости от#nbsp;их#nbsp;размеров, государственного устройства или уровня экономического развития. То#nbsp;есть, ровно так, как предписано с#nbsp;1945#nbsp;г.#nbsp;Уставом ООН. Продолжим самым тесным образом координировать шаги с#nbsp;нашими союзниками и#nbsp;единомышленниками на#nbsp;Глобальном Юге и#nbsp;Востоке. Не#nbsp;хотим закрывать дверь или окно, или форточку (Президент России В.#nbsp;В.#nbsp;Путин недавно касался этой темы) для трезвомыслящих игроков на#nbsp;«историческом Западе» по#nbsp;мере осознания ими реалий и#nbsp;вызовов объективных процессов многополярности (которые предвидел ещё Е.М.Примаков).

В#nbsp;дипломатической сфере особое внимание будем и#nbsp;впредь уделять обеспечению единообразного толкования и#nbsp;применения на#nbsp;практике всех принципов Устава ООН. Это важнейший элемент нашего курса.

Продолжим работать над расширением членского состава такого перспективного объединения, как созданная на#nbsp;нью-йоркской площадке Группа друзей в#nbsp;защиту Устава ООН. Это была инициатива Венесуэлы. В#nbsp;эту группу входят двадцать государств. Есть желающие пополнить состав её#nbsp;участников.

Будем также последовательно работать над укреплением других структур, способствующих демократизации международных отношений. Для этого всегда остаёмся открытыми к#nbsp;честному, серьезному диалогу со#nbsp;всеми, кто дорожит своими национальными интересами и#nbsp;проявляет встречную готовность.
2023-11-27 12:07 2023